Как известно, с января 2020 года в казахстанском законодательстве ужесточили наказание за вождение в пьяном виде. Теперь за это можно не только утратить права, но и угодить за решётку. В глазах большей части общественности закон в новой редакции выглядит хоть и пугающим, но справедливым. Многие надеются, что суровые нововведения решат проблему пьяных водителей на дороге, купленных прав и нарушений ПДД.

– Уже много лет я говорил о том, что к пьяным за рулём нужно применять жёсткие и даже жестокие меры, – утверждает председатель Независимого автомобильного союза РК Эдуард Эдоков. – Только таким образом мы сможем остановить безнаказанность. Однозначно при совершении ДТП, при нарушении правил дорожного движения, особенно если это повлекло материальный ущерб или вред здоровью человека, нужно наказывать жесточайшим образом. Думаю, вот так мы и сможем навести порядок. Но есть один важный момент во всём этом: жесткость наших законов может, к сожалению, нивелироваться необязательностью их исполнения. Если будет неотвратимость наказания и его жесткость, я думаю, что за полгода мы сможем навести порядок. Причём таких вот показательных судов и приговоров должно быть больше. Ситуацию необходимо широко освещать, чтобы все, кто имеет хотя бы малейшую мысль сесть за руль пьяным, чётко понимали, что спуску им не будет никакого. Неотвратимость наказания для всех – вот важный момент.

Недавними изменениями в законодательстве доволен и руководитель общественного объединения «Общество Содействия Автомобилистам» Руслан Лазута:

– Я считаю, что это великолепное, замечательное решение. Наконец-то законодатели решили в этой сфере ужесточить наказание. И на данном этапе это абсолютно оправданно, потому что любая дисциплина вбивается только драконовскими методами. К сожалению, наши водители не совсем понимали и понимают, что садясь за руль в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, они подвергают угрозе жизнь и здоровье не только свои, но и других участников движения. У них в голове даже не мелькает мысль, насколько это всё опасно. Когда людей уговаривали, просили, были довольно лояльные законы в этой части, водители это не воспринимали. Теперь, когда есть реальное наказание и реальные сроки, думаю, что в ближайшее время резко пойдет спад таких нарушений.

Руководитель общественного союза автомобилистов считает, что когда мы сравниваем себя с западными странами, то обращаем внимание, как дисциплинированно там ездят водители. При этом мы должны понимать, какими методами и способами это было достигнуто, ведь в Европе жесточайшие штрафы и наказания за нарушение ПДД.

К слову, по информации пресс-службы департамента полиции Павлодарской области, в 2019 году зафиксировано 1980 фактов, а в январе 2020 года – 76 случаев управления автомобилем водителями в нетрезвом состоянии. За прошлый год в регионе зарегистрировано 38 ДТП с участием пьяных водителей, в результате которых семь человек погибли, 53 получили травмы. Всего в 2019 году выявлено 76157 нарушений ПДД, в том числе 2006 человек лишены водительских прав. В январе 2020 года уже зарегистрировано 5066 нарушений ПДД, 39 водителей лишены прав.

Есть и другие точки зрения на эту проблему. К примеру, известный казахстанский адвокат Джохар Утебеков не видит смысла в ужесточении наказания:

– Да, действительно, ужесточили ответственность за вождение в пьяном виде. Теперь вождение в нетрезвом состоянии лицом, которое было лишено права управления транспортным средством, из уголовного проступка переведено в категорию преступления. Причинение лёгкого вреда здоровью любым нетрезвым водителем на сегодняшний день отнесено к преступлениям. Раньше за вождение в нетрезвом состоянии было три года лишения водительских прав, теперь стало семь лет и плюс пятнадцать суток ареста. Смысла я в ужесточении не вижу. Я не представляю, что какой-то водитель не сядет за руль оттого, что было три года лишения прав, а теперь вот семь. Это мало кого остановит.

Джохар Утебеков сомневается в справедливости лишения прав на семь лет водителя, который один раз прокатился пьяным. Он отмечает, что многие судьи уже не раз высказывались в профессиональной прессе против того, чтобы судья, как автомат, давал всем одинаковое наказание.

– Многим судьям жалко профессиональных водителей, и я тут с ними согласен, – подчёркивает адвокат. – Те люди, которые 15-20 лет работали водителями, за один свой проступок по сути теряют кусок хлеба. И опять же, насколько потенциально опасен был водитель в лёгкой, средней, тяжёлой степени опьянения, для суда это почему-то не имеет значения.

С другой стороны, я понимаю доводы законодателей. В теории права рекомендуется, чтобы санкции были относительно определёнными, чтобы у суда был выбор по индивидуализации наказания. И для этого законодатели вводят дифференциацию наказания – это их прерогатива. Но у нас законодатели, боюсь, во многом не доверяют судебной системе и опасаются возможной коррупции среди судей. И мы такой этап проходили, когда судьи не бесплатно давали именно штраф, а не лишение прав водителям, задержанным в нетрезвом состоянии. Допустим, даже если сейчас дать какую-нибудь градацию, от полугода до двух лет лишения прав, есть опасения, что судьи не просто так это будут делать.

По поводу случая в Караганде и новой редакции закона высказался и адвокат Павлодарской областной коллегии адвокатов Бахтияр Галимжанов:

– Мужчине в Караганде просто не повезло, потому что если бы он совершил это правонарушение до Нового года, ему бы не грозило ни лишение свободы, ни пожизненное лишение прав. Но в законодательстве нет сослагательных наклонений. Новый закон сильно ужесточил статью 346 Уголовного кодекса РК. Ранее лишение свободы как санкция вообще не применялось, пожизненного лишения прав тоже не было, а было лишение сроком на три года. В целом я выступаю против этих поправок – я всегда за гуманизацию уголовных правонарушений и за уменьшение, смягчение наказания.

 

Марина АНГАЛЬДТ.

Фото с сайта Twitter.com.

irstar.kz