А однажды Т.А. Пахомова рассказала мне, что была хорошо знакома с семьёй сестры Марины Цветаевой – Анастасии Ивановны Цветаевой, так как была одноклассницей её старшей внучки Риты Трухачёвой. Меня это очень заинтриговало, захотелось узнать историю этой семьи во всех подробностях.
Для начала Т.А. Пахомова дала мне прочесть книгу Анастасии Цветаевой «Воспоминания». Как о любимом человеке хочется знать абсолютно всё, так мне стали интересны судьбы всех членов семьи Цветаевых и их окружения. Я «заболела» этой семьёй и, как оказалось, неизлечимо. С тех пор перечитала всё что возможно об этой удивительной семье и не перестаю о них читать, искать, изучать, находить для себя всё новое и новое, неизвестное мне. Перечитала все их произведения – и Марины, и Анастасии, и не раз. Они стали во многом понятны мне и близки.
Наш замечательный цветаевед Ольга Николаевна Григорьева в своей книге «Юноша с серебряной трубой» делает подробный разбор пересечения параллелей жизни и творчества Павла Васильева и Марины Цветаевой. Я тоже, «заболев» цветаевской темой, открыла для себя еще много параллелей в судьбах семей Цветаевых и Васильевых. Вот что хочется отметить.
1. Обе семьи были связаны с Павлодаром. Дома, где проживали семьи, были почти рядом. Более того, А.И. Цветаева бывала в доме Васильевых (там одно время проживала её приятельница).
2. В каждой семье было по одному гению (Павел и Марина) и по одному таланту (Виктор и Анастасия).
3. Павел и Марина рано и трагически погибли.
4. И у Павла (в Москве), и у Марины (в Елабуге) могилы символические, точное место их захоронения неизвестно.
5. Почти все члены этих семей пострадали от репрессий.
6. Среди членов обеих семей были глубоко религиозные люди – служители церкви.
7. И Виктор Васильев, и Анастасия Цветаева пережили тюрьмы, лагеря, ссылки, но дожили до глубокой старости, сохранив ясную память и ум. Оба всю жизнь посвятили литературному труду, пропаганде творчества своих гениальных брата и сестры. Оба читали наизусть стихи своих погибших брата и сестры – Павла и Марины.
8. Пропаганде творчества своего отца посвятила всю свою жизнь дочь Павла – Наталья Павловна Васильева-Фурман (г. Рязань). Так же посвятила все свои силы пропаганде творчества матери Ариадна Сергеевна Эфрон (г. Таруса).
9. И Павел Васильев, и Анастасия Ивановна Цветаева (в разное время) бывали в п. Колывань Новосибирской области. Что интересно, Павла крестили в Александро-Невской церкви п. Зайсан, а главный собор Колывани, где, конечно, бывала и А. Цветаева, – Александро-Невский.
10.  Братья Васильевы и сёстры Цветаевы жили почти в одно время, и круг их общения был одним и тем же: О. Мандельштам, Б. Пастернак, М. Волошин, В. Маяковский, А. Толстой, П. Антокольский, Н. Кончаловская, М. Горький, Рюрик Ивнев, Н. Асеев, А. Крученых.
11. Их «громили» одни и те же критики.
12. Борис Пастернак высоко ценил творчество Павла Васильева. Ещё более тёплым было его отношение к Марине, Анастасии и Ариадне. Он очень много помогал им морально и материально в трудные моменты их жизни.
13. В Павлодаре, наконец, мы имеем единственные в мире музеи Павла Васильева и Анастасии Цветаевой (правда, музей А. Цветаевой пока «общественный», работает при Славянском культурном центре, но когда-нибудь, мы надеемся, он станет государственным). И, конечно, в Павлодаре есть свои васильеведы и цветаеведы, и страстные поклонники творчества талантливых членов этих двух семей.
Очень радует, что музей Анастасии Цветаевой, который уже четыре года работает в Доме дружбы, проводит множество мероприятий, в том числе традиционные осенние праздники поэзии – «Цветаевские костры»; читательские конференции в День славянской письменности; выпускает книги, привлекает к литературе и культуре молодёжь, студентов, школьников. Павлодарцам надо гордиться, что история нашего города связана с такими именами, известными всему миру, и использовать ее для привлечения туристов.

 

Лариса ДЕРКУНСКАЯ.

irstar.kz