О работе по трансформации системы технического и профессионального образования на совещании в областном акимате рассказал руководитель управления образования Динислам Болатханулы. Если к началу 2018 года система организаций ТиПО насчитывала 51 колледж, 36 из которых были государственными, то сегодня в области функционируют 44 колледжа, в том числе 29 государственных. Там расширили профиль подготовки со 148 до 162 квалификаций и открыли 15 новых специальностей. При этом основной проблемой в работе средних образовательных учебных заведений всё равно остается профилизация.

– Я не раз давал поручения по внедрению новых конкурентных профессий и специальностей, востребованных на рынке, – подчеркнул глава региона. – С мая мне на подпись носят постановления об утверждении образовательного госзаказа, в которых указаны специальности, давно изжившие себя. Выпускники этих специальностей не могут устроиться на работу. Кстати, недавно в республиканских СМИ был опубликован топ невостребованных в Казахстане профессий. Среди них повара, техники-технологи, кондитеры. Но мы продолжаем ежегодно выделять бюджетные средства на подготовку по этим специальностям, расходуя на одного учащегося около 1,2 миллиона тенге. Например, в этом году мы размещаем госзаказ на подготовку 15 кондитеров в Успенском аграрно-техническом колледже. На чем они будут обучаться? Каких кондитеров мы подготовим таким образом?

На аграрно-технические колледжи, работающие в районах, аким области обратил особое внимание. Как показала выборочная проверка, многие из них лишь отчитываются о трудоустройстве своих выпускников, тогда как те даже не имеют пенсионных счетов, а значит, нет обязательных пенсионных отчислений. Кроме того, штатная численность административного и обслуживающего персонала в сельских колледжах экономически нецелесообразна. К примеру, в общежитии в районе Аккулы, рассчитанном на 40 койко-мест, в списках на проживание числятся 25 человек, а фактически в момент проверки находилось всего семь студентов. При этом в штате есть заведующий общежитием, комендант, дежурный по общежитию, заведующий хозяйством, заведующий мастерской, инженер по оборудованию и другие работники.

К слову, после поручения об объединении восьми учебных заведений в одно к Красноармейскому присоединили всего три колледжа – баянаульский, майский и района Аккулы. Как предположил Булат Бакауов, ответственные поступили так, чтобы просто не закрывать эти три колледжа.

– Кого мы обучаем, например, в Майском колледже, в районе, где живут всего 11 тысяч человек? – спросил глава региона. – Да там большая часть финансирования на содержание преподавателей и покупку угля уходит! Почти два года в управлении образования занимаются вопросом оптимизации ТиПО, но до сих пор ничего не сделали. Объявляю выговор руководителю управления за бездействие и невыполнение поручений.

Еще одна большая проблема – отсутствие профориентационной работы со школьниками. По словам акима, сегодня её пустили на самотек.

– Во время одной рабочей поездки мы были в поселке Шидерты, где я встретился с учениками девятого класса, – рассказал Булат Бакауов. – На вопрос о том, кто и где будет учиться, все 12 ребят сказали, что поедут получать профессию железнодорожника в России. В поселке Шидерты протекает канал им. Сатпаева, нам катастрофически не хватает специалистов по водным ресурсам, нам нужны гидромелиораторы. Не хватает специалистов в сельском хозяйстве – агрономов, зоотехников, гидротехников! А местные ребята не видят себя на родине! Всё потому, что с ними никто не занимается этим вопросом.

Глава региона пообещал, что поднимет вопрос оптимизации аграрно-технических колледжей и профориентационной работы во время августовской педагогической конференции. Кроме того, он потребовал, чтобы к решению этих вопросов помимо педагогов подключились заместители акимов на местах, а также депутаты городских и районных маслихатов.

 

Адиль АСКЕРОВ.

Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz