С сентября 2019 года школьников начнут обучать экологической грамотности. Об этом уже есть договоренность Министерства экологии, геологии и природных ресурсов с Министерством образования и науки РК. Известно, что на уроках детям будут рассказывать о том, как перерабатывается мусор и почему важно сортировать его по видам. Такие занятия будут проходить во всех классах.

О том, что в школах введут экологические часы, в ходе акции «Birge – taza Qazaqstan» (сбор мусора вблизи Кояндинского водохранилища) в столице журналистам рассказал глава Министерства экологии, геологии и природных ресурсов РК Магзум Мирзагалиев.

– Знаете, как говорится, чисто не там, где убирают, чисто там, где не сорят, – отметил глава ведомства. – Поэтому совместно с Министерством образования и науки мы будем запускать экологические часы. Нам важно вовлекать население в проблемы экологии с детского возраста. Только через образовательный процесс, через изменение нашего менталитета мы сможем добиться хороших результатов в утилизации мусора.

Магзум Мирзагалиев сообщил, что точного механизма проведения экологических часов ещё нет. Система обучения пока находится в разработке. Проводить экочасы будут как учителя, так и представители экологических организаций и волонтёры.

– Занятия начнутся со следующего учебного года. В каждой школе такой экоурок должен проводиться один раз в четверть. Это будет масштабное мероприятие для всех классов. Мы предложили это Министерству образования, ну а там поддержали. Предлагали проводить чаще, но пока министр образования предложил один раз в четверть, – сообщили в Министерстве экологии.

В Нур-Султане, по данным Магзума Мирзагалиева, перерабатывается лишь 14 процентов всего городского мусора, а в других регионах показатель ещё ниже. Министерство планирует довести его до 40 процентов к 2040 году по всему Казахстану.

В прошлом году министр энергетики РК Канат Бозумбаев сообщил, что ежегодно в стране накапливается в среднем пять-шесть миллионов тонн твердых бытовых отходов. С января по август 2018 года профильные заводы переработали 330 тысяч тонн мусора из 3,2 миллиона тонн, но это только около десяти процентов его общего объёма.

Еще один предмет, который появится в школах, это основы предпринимательства и бизнеса. Отметим, что в мае нынешнего года в Алматы уже состоялась презентация новой школьной дисциплины. Этот предмет нацелен на учащихся 10-11 классов. Он будет официально внедрен во всех общеобразовательных государственных и частных школах страны с 1 сентября 2019 года. В школьную программу включены такие темы, как экономическая терминология, разработка бизнес-плана, финансовая отчётность и правовое регулирование бизнеса.

В 2017-2018 годах в 17 регионах Казахстана разработан список пилотных школ для апробации предмета основы предпринимательства и бизнеса. Отмечается, что пробное внедрение дисциплины позволило учащимся освоить азы предпринимательства. Школьники успели защитить несколько бизнес-проектов, занявших призовые места. Новый элективный предмет основы предпринимательства и бизнеса инициирован Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен».

– В 2019 году любой учащийся десятого класса может выбрать этот предмет, он находится в составе элективных дисциплин по выбору, входит в государственный общеобразовательный стандарт образования. По программе предмет будут преподавать два раза в неделю, в целом это 68 часов, куда включены теория и практика. Новый предмет будет способствовать формированию бизнес-мышления, изучению экономической терминологии и правовых основ бизнеса. Это очень важный предмет, который своевременно дополнит школьную образовательную программу, – считает Алия Нурушева, эксперт отдела развития человеческого капитала палаты предпринимателей Алматы.

По словам специалиста, сегодня в Казахстане низкая финансовая грамотность. Из-за этого многие граждане легко берут кредиты, вовлекаются в сетевой бизнес и пирамиды, которые, как правило, не оправдывают их ожиданий.

По мнению экспертов, именно основы предпринимательства позволят молодежи чувствовать себя защищёнными на рынке труда, без проблем открыть бизнес и применить все полученные знания на практике.

А еще в 40 казахстанских школах с сентября 2019 года появится такой предмет, как шахматы. Обучение игре начнется по методическим пособиям. Призёры различных конкурсов получат полное техническое оснащение для обучения.

Эта программа уже реализована в 44 школах Алматы, Павлодара, Кызылорды и Шымкента, где обучаются более двух тысяч детей. Для лучшего усвоения материала подготовлены специальные учебные пособия, курсы прошли 85 тренеров и 41 школьный психолог. Мероприятия по оценке влияния шахмат на детей проведены в 22 школах, в них приняли участие более 1700 учеников начальных классов.

– С 1 марта по 7 апреля в Казахстане проходил конкурс на реализацию программы. Всего поступило 111 заявок от учебных заведений, и целый месяц экспертный совет внимательно рассматривал каждую кандидатуру. Призовой фонд конкурса состоял из ноутбуков, колонок, проектора, шахматных комплектов, часов, демонстрационного материала. Кроме того, школы получили специальную программу обучения и методические пособия, разработанные Казахстанской федерацией шахмат специально для учащихся начальных классов, – рассказала менеджер проекта Салтанат Ногайбаланова.

По словам специалистов, шахматы в школе – одно из приоритетных направлений работы федерации. К началу нового учебного года в республике программа будет функционировать уже в 84 школах в 34 городах и селах Казахстана. В конкурсе приняли участие все области.

– К примеру, от Павлодара к нам поступило 20 заявок, – говорит исполнительный директор Казахстанской федерации шахмат Ирина Грищенко. – Мы были немного удивлены, что в конкурсе участвовала только одна школа из Уральска, несмотря на то, что в этом городе шахматам уделяется большое внимание. Учащиеся школ этого региона регулярно становятся призёрами международных и республиканских турниров, а Западно-Казахстанский инновационно-технологический университет уже внедряет программу дополнительного образования для взрослых по учебной дисциплине «Шахматы: теория и методология преподавания».

Школы, победившие в конкурсе, представляют 30 различных городов и насёленных пунктов страны, в их числе Кокшетау, Актобе, Атырау, Алматы, Нур-Султан, Шымкент, Жезказган, Караганда, Каркаралинск, Темиртау, Костанай, Кызылорда, Актау, Экибастуз, Петропавловск, Арыс и сёла Балкашино, Куршим, Уварово, Кулан, Актогай, Коктобе, Чернорецк, Енбекши, Енбекту, Чемолган.

 

Марина КИСЕНКО.

Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz