– Система электронного билетирования поможет бороться с теневой экономикой: мы увидим реальные доходы и затраты перевозчиков. К тому же это удобно, – сообщил аким города Ануар Кумпекеев. – Мы рассмотрели предложения от пяти разных компаний. Остановились на «ВРС Kazakstan». Ее главное преимущество – возможность оплачивать проезд банковской картой. Отдельную, как в Астане или Алматы, заводить не нужно.

По такой системе уже работают в Актау. Правда, пока только на одном маршруте.

– В Актау из аэропорта в город и обратно ездят четыре электробуса. Возят работников аэропорта и приезжих. Например, я прилетаю в Актау, у меня ещё нет тенге – я не успел обменять, но могу доехать на автобусе. Приложил банковскую карту, списалось 350 тенге, и я поехал в город. Это гораздо дешевле, чем на такси за 2500 тенге, – говорит Денис Михнев, технический директор компании «ВРС Kazakstan».

В Павлодаре пилотный проект завершится через два месяца. Уже в сентябре валидаторы появятся во всех городских автобусах, трамваях и маршрутках. При этом возможность оплаты наличными сохранится. Для этого у каждого кондуктора при себе будет переносной валидатор. Работать это будет так: вы оплачиваете проезд наличными, кондуктор выдает вам билет, а вернее – чек из ручного валидатора, где указаны номер маршрута, время и дата. Билеты будут проверять контролеры. Кроме того, в салоне будет установлен стационарный валидатор. С его помощью можно будет оплатить проезд картой любого банка. Главное условие – карта должна быть с возможностью бесконтактной оплаты. После того, как с нее будет списана нужная сумма, вы получите уведомление в мобильном приложении или смс. Оплатить можно будет и с помощью QR-кода.

– Возможность оплаты наличными мы решили оставить еще на полгода. Если население не примет этот вариант, будем продлевать, – отметил Ануар Кумпекеев.

Что интересно, в маршрутках проезд тоже можно будет оплатить картой. Для этого будут использоваться мобильные валидаторы. По словам акима города, перевозчики не против такого варианта.

За счёт города

Необходимое оборудование закупят за счет городского бюджета. На эти цели выделено около 150 миллионов тенге. Приобретенные за счет бюджета валидаторы планируют передать перевозчикам в аренду. Те в свою очередь будут ежемесячно перечислять фирме-разработчику системы по шесть процентов от полученного дохода. Кстати, в эту сумму уже включены банковские услуги.

После того, как система заработает в полную силу, кондукторов хотят перевести на должность контролеров.

– От кондукторов и наличных денег в перспективе уйти можно. От контролеров – нет. Люди все равно будут ездить «зайцами», поэтому нужен контроль, – уверен Денис Михнев. – В дальнейшем, когда будет введена бесчековая система, валидатор может быть переведен в режим проверки. Можно будет приложить любую карту, и он покажет, когда ею оплачивали проезд.

Как и раньше, выходить и заходить в автобус можно будет через любую дверь. Действующее законодательство не позволяет павлодарским перевозчикам пойти по пути российских городов, где уже действуют похожие системы электронного билетирования: запускать пассажиров через одну дверь, которая ближе к валидатору, а выпускать через другую у нас нельзя.

Для детей и безработных

Важный момент. Социально уязвимым слоям населения, детям, инвалидам, безработным, которые пользуются правом льготного проезда, но при этом не имеют банковской карты, все-таки придется завести отдельные. Им их выдадут бесплатно. Получить карту можно будет в центре занятости, ЦОНе или в офисе Open Pavlodar. При этом пенсионерам, по словам акима города, со временем нужно будет научиться оплачивать проезд картой.

– Когда мы полностью перейдем на безналичную систему оплаты проезда, пенсионеры будут ездить по своим банковским картам. Сейчас у нас 55 тысяч пенсионеров, и все они получают пенсию на карты, – подчеркнул Ануар Кумпекеев.

Справедливости ради заметим, что далеко не у всех пенсионеров есть карты с возможностью бесконтактной оплаты. Получается, чтобы платить за проезд по-новому, карты придется заменить.

Наличными дороже

Чтобы стимулировать людей переходить на безналичный расчет, рассматривается возможность введения дифференцированного тарифа. То есть в будущем проезд для тех, кто захочет расплатиться в автобусе или в трамвае наличными, будет стоить вдвое дороже. Сейчас в областных центрах это запрещено законом. Однако законопроект уже находится на рассмотрении в Парламенте.

Повышение тарифов

Глава областного союза транспортников Василий Рудаков считает, что в Павлодаре полностью перейти на безналичный расчет за полгода не получится. В лучшем случае это займет год. Кроме того, Василий Рудаков уверен: с введением системы электронного билетирования придется повысить тариф.

– Система должна внедряться постепенно, но пока у перевозчиков к ней слишком много вопросов, – говорит Василий Рудаков. – Есть маршруты, которые нужно субсидировать, не то что нагружать. На них еще немного надави, и водители разбегутся.

Частники недовольны

Отметим, что частные перевозчики не против системы электронного билетирования как таковой. Их не устраивает подход.

Директор Павлодарского автокомбината Александр Панченко пообещал остановить предприятие, если после введения новой системы у фирмы начнутся убытки.

– Нам повысили тариф два года назад. За это время цена на дизтопливо выросла больше чем на десять процентов. Чтобы сохранить коллектив, я снизил арендную плату и поднял зарплату слесарям. Из-за этого уменьшилась доходная часть, – рассказывает Александр Панченко. – Теперь нашелся оператор, который готов внедрить систему электронного билетирования за шесть процентов. Получается, на меня накладывают дополнительную нагрузку, не увеличивая доходную часть. Поймите, я в принципе не имею ничего против электронного билетирования. Но не за счёт перевозчиков. Мы и так сегодня на грани выживания. Сейчас мне ни один банк не даст кредит на новые автобусы, да я и сам их не возьму.

В целом предприниматель готов к введению новой системы. Но вместо того, чтобы брать оборудование в аренду, хотел бы приобрести его сам.

– За аренду тоже нужно платить. Те же деньги, но в рассрочку, – говорит Александр Панченко. – Я предлагал другие варианты. К примеру, для себя я мог бы купить нужное оборудование в Китае. Пусть мне на него установят программу. Но мне не разрешили.

По словам Александра Панченко, как минимум два павлодарских предприятия после введения электронного билетирования прекратят свое существование.

– Требуют от нас много. Недавно добавили новую категорию льготников, а 9 июня по примеру Алматы и Астаны нас заставили работать бесплатно. Вот только там, хотя пассажиры и ездили бесплатно, предприятиям за этот день заплатил акимат, – жалуется перевозчик. – Я предупредил, если через месяц после введения системы электронного билетирования у меня начнутся убытки, я остановлю автобусы. На чем будут возить горожан, не знаю. Но поставить предприятие на грань банкротства не позволю.

Когда пилотный проект завершится и на новую систему оплаты перейдет весь городской транспорт, Александр Панченко планирует на своих маршрутах оставить кондукторов и вручить им переносные валидаторы.

– Будем работать и с обычными билетами, и с валидаторами. У кого есть карточка, будут рассчитываться карточкой, у кого нет – будем выдавать билеты, – заверил перевозчик.

Работает или нет

17 июня проехав туда и обратно на автобусах, следующих по десятому маршруту, мы выяснили, что оплатить проезд картой все еще нельзя. Кондукторы как один утверждают, что валидаторы сломаны либо разрядились. Как быстро система начнет работать как положено, неясно.

В завершение напомним: в ближайшие два месяца Павлодаре должна начать работать система электронного билетирования. Пока – в пилотном режиме и только на двух маршрутах. Стационарных валидаторов в транспорте не будет, кондукторам выдадут переносные. Кроме того, оплатить проезд с помощью QR-кода в это время будет нельзя. Либо наличные, либо банковская карта. На всех остальных маршрутах все останется без изменений.

 

Наталья ЗИНЧЕНКО.

Фото автора.

irstar.kz