2 апреля 2019 года в Закон РК «О защите прав потребителей» внесены изменения: абонентские устройства сотовой связи не подлежат обмену или возврату. Это правило отражено в статье 30 «Обязанности продавца (изготовителя) при продаже товара как надлежащего, так и ненадлежащего качества».

В ней указаны обязанности продавца (изготовителя) об обеспечении обмена или возврата непродовольственного товара надлежащего качества, если он не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, ярлыки, а также документ, подтверждающий факт приобретения товара, в течение четырнадцати календарных дней, если более длительный срок не установлен договором, со дня приобретения товара.

В случае если документ, подтверждающий факт приобретения товара, был утерян или по каким-либо причинам не выдан потребителю, то обмен или возврат товара должен быть произведен, если потребитель докажет факт покупки у данного продавца (изготовителя).

Законом утвержден перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену в течение четырнадцати календарных дней, он был дополнен пунктом 6) «абонентские устройства сотовой связи».

Между тем Закон РК «О связи» гласит, что абонентское устройство сотовой связи – это средство связи индивидуального использования, формирующее сигналы электрической связи для передачи или приема заданной абонентом информации и подключаемое к сети оператора сотовой связи, не имеющее постоянного географически определяемого местоположения в рамках обслуживаемой территории, работающее в сетях сотовой связи.

Иными словами, это телефоны, планшеты и иные устройства, которые можно подключить к сетям мобильной связи.

Соответственно, в новой редакции закона мобильные телефоны обменять или вернуть нельзя.

Поэтому теперь при покупке такого устройства стоит ответственно подойти к выбору модели, цвета, имеющимся функциям и т.п., потому что если после покупки вы обнаружите, что по каким-то параметрам устройство вам не подходит, продавец больше не обязан вам его менять или возвращать деньги.

Вместе с тем стоит отметить, что ст. 15 Закона РК «О защите прав потребителей», устанавливающая право на обмен товара ненадлежащего качества, осталась без изменений – если вы купили некачественный телефон, то его вам обязаны обменять или вернуть ваши деньги.

Если на товар установлен гарантийный срок, потребитель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков товара в течение гарантийного срока.

При нарушении ваших прав как потребителя вы можете обратиться за консультацией в департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по Павлодарской области по телефону «горячей линии» 8 (7182)32-18-22.

 

Н. АУБАКИРОВА, руководитель отдела по защите прав потребителей департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по Павлодарской области.

irstar.kz