Маркировка – это текст, товарные знаки, условные обозначения и рисунки, несущие информацию для потребителя и нанесенные на продукцию, документы, памятки (листы-вкладыши), этикетки, ярлыки, упаковку (тару).

Объем обязательной информации на любой продукции отечественного, импортного производства, а также произведенной на территории Евразийского экономического союза, реализуемой на территории Республики Казахстан, устанавливается техническими регламентами Таможенного Союза.

Изготовитель (продавец) при выпуске в обращение продукции обязан обеспечивать полную, необходимую, однозначно понимаемую и достоверную информацию о ней.

Маркировка продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного Союза.

Общие требования к маркировке товара:

• достоверность сведений: они не должны вводить покупателя в заблуждение относительно изготовителя, страны происхождения, количества и качества товара;

• доступность: информация должна быть на государственном и русском языках; информация должна быть понятной, используемые термины и определения не должны требовать пояснений и определений;

• достаточность информации: маркировка не должна быть неполной, но и излишняя информация может содержать бесполезные сведения, не вызывая интереса у потребителя.

Маркировка должна иметь четкий текст, быть наглядно и красочно оформлена.

Информация относительно состава, свойств, назначения, изготовителя и (или) поставщика, условий хранения, перевозки, эксплуатации, утилизации, способа изготовления и употребления, даты изготовления, энергопотребления (для энергопотребляющего оборудования), происхождения, срока годности, массы, объема, количества, а также других сведений, прямо или косвенно характеризующих качество и безопасность продукции, чтобы потребитель смог сделать правильный выбор, должна быть достоверной и не вводить в заблуждение потребителя.

При покупке товара в первую очередь необходимо обращать внимание на маркировку, обеспечивающую потребителя комплексом необходимой ему товарной информации.

Маркировка товара должна содержать следующие основные сведения:

• наименование продукта;

• сведения об изготовителе, в т.ч. наименование страны и места происхождения товара;

• знак соответствия;

• дату изготовления и дату упаковки (расфасовки) продукта;

• срок годности и срок хранения продукта;

• основные потребительские свойства (масса, объем, состав, включая пищевые добавки);

• противопоказания к применению;

• способы и условия приготовления, условия хранения (для определенных видов продукции);

• товарный знак изготовителя;

• информацию об организации, принимающей на территории РК претензии от потребителей по качеству продукции (товара), если товар произведен в другой стране.

Конечно в настоящее время встречаются случаи, когда продается товар, который не соответствует всем этим требованиям. Некоторые виды продукции попадают в обращение в обход действующего порядка доступа продукции на рынок, чем наносится значительный ущерб жизни и здоровью граждан, не говоря уже о контрафактной или фальсифицированной продукции. Поэтому в целях усиления ответственности производителя или поставщика за качество поставляемого на рынок товара и защиты прав потребителя необходимо информирование потребителя и маркировка товаров.

 

А. КУЛАГИНА, главный специалист отдела по защите прав потребителей РГУ «Департамент Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по Павлодарской области».

irstar.kz