Чтобы поучаствовать в соревнованиях, в наш город съехались гонщики из Астаны, Алматы, Караганды, Кокшетау, Усть-Каменогорска, Петропавловска, Семея, Экибастуза и Аксу. Город на Иртыше встретил их тридцатиградусным морозом.

– В Павлодаре проходит третий этап Кубка «Самурык». Первый был в Астане, второй – в Караганде, заключительный снова пройдет в столице, – рассказывает штурман павлодарского экипажа Нариман Кабдуалиев. – В Астане была хорошая погода, в Караганде – страшный ветер, трассу заметало, и мы заканчивали гонку в буран, Павлодар встретил нас морозом -37 градусов.

За день до гонки проходили ознакомительные заезды. Штурманы и пилоты заранее проехали по трассе и составили план: прописали повороты, их сложность, связки и специальные коридоры, где нужно будет снижать скорость.

– Соперники сильные: есть мастера и кандидаты в мастера спорта. На дистанции в шесть с половиной километров мы идем с разницей в секунду-две. В таких условиях нет права на ошибку, – уверен Нариман Кабдуалиев.

Нариман – штурман, именно ему нужно было вести водителя по трассе, предупреждая обо всех сложных участках и поворотах. За рулем в это время был его друг Максим Фоминских. Ребята выступали под 73 номером.

Кстати, в этом году Максим и Нариман попробовали себя в новом классе и одновременно в одной из самых зрелищных категорий – Ice Pro. Они прошли трассу на спортивных полуторамиллиметровых шипах. Прошли, к слову, удачно: заняли второе место, уступив только алматинцам Петру Бородину и Роману Чепрасову.

Разумеется, столь масштабное событие, как гонки республиканского уровня, не могло пройти без предварительной подготовки. Перед проведением павлодарского этапа ралли-спринт «Самурык-2019» толщину льда в затоне реки Усолка замерили сотрудники ДЧС. Проверили 30 точек на разных участках трассы. По результатам замеров, сейчас толщина льда там составляет от 58 до 70 сантиметров. Такой лед легко выдерживает нагрузку в одиннадцать тонн.

После того, как ДЧС дал «добро», организаторы приступили к подготовке двух трасс длиной 5,2 и 6,4 километра. Для этого на лед выехали тракторы, благодаря чему теперь в соцсетях легко найти забавный ролик – спецтехника дрифтует на льду во время подготовки трасс.

– В Павлодаре трасса интересная и при этом довольно специфичная: где-то скользко, где-то не очень. По сложности пять из пяти. Здесь есть интересный элемент – трамплин. Все веселятся, прыгают на нем, – говорит столичный гонщик Султан Мухатов.

Братья Султан и Аслан Мухатовы приехали из Астаны. В Павлодаре они «гоняли» под 86 номером. Султан – за рулем, Аслан – штурманом.

– В автоспорте я уже семь лет. За то время, что участвую в «Самурыке», был на этапах в Астане, Алматы, Петропавловске, один раз – в Кокшетау. В Павлодар приехал впервые, – рассказывает автогонщик.

К слову, автоспорт – очень дорогой вид спорта. Даже без учета подготовки машины. Чтобы просто съездить на все этапы «Самурыка», каждой из команд приходится тратить около миллиона тенге. Эти деньги уходят на бензин, проживание и оплату стартовых взносов. Несмотря на это, «Самурык» все равно остается одним из самых популярных соревнований среди казахстанских автогонщиков. Зрители от зрелищных соревнований тоже в восторге.

Отметим, что в Павлодаре гонки третьего этапа Кубка «Самурык» продолжались весь день: с утра до позднего вечера. Но и это еще не конец. Заключительный этап гонок состоится в Астане 22-23 февраля.

Что интересно, даже после того, как павлодарский этап «Самурыка» закончился, гонщики не стали разъезжаться. Многие из них решили остаться на дуэльные автогонки, которые проходили в воскресенье, 10 февраля. Эти соревнования размахом поменьше, но не менее интересные. Организаторы – павлодарцы. Зимние дуэльные автогонки на усольском льду проводят второй год подряд.

– Подготовку начали еще осенью прошлого года. Когда выбирали дату, подстраивались под «Самурык», чтобы спортсмены могли поучаствовать и на республиканском этапе, и остаться на нашу гонку, – рассказывает главный судья соревнований Екатерина Васильева.

В результате участников было не меньше, чем в субботних автогонках. В основном это профессионалы, но были и менее опытные экипажи.

– Я предпочитаю фигурное вождение, но считаю, что должен попробовать все. Это моя первая дуэльная и первая зимняя гонка, – рассказывает павлодарский автогонщик Николай Каиль.

Участник из Кокшетау Асет Кударов, наоборот, попробовал себя уже во всех дисциплинах. Он в автоспорте с детства. Еще до развала Советского Союза Асет успел позаниматься картингом. С возрастом любовь к скорости и автомобилям стала только сильнее. Сейчас летним гонкам он предпочитает зимние, а одним из своих главных соперников считает павлодарца Максима Фоминских. Правда, в этот раз гонщик из Кокшетау занимал место штурмана.

– Такие короткие гонки, как сегодня, мне нравятся даже больше. Они в чем-то интереснее и зрелищнее. К тому же больше зрителей и больше адреналина, – говорит Асет Кударов. – Обычно я выступаю на Mitsubishi Evo. К сожалению, на предыдущем этапе я ее развалил, и поэтому друг Павел Немцов пригласил меня штурманом.

Отметим, что в этом году трасса для дуэльных автогонок получилась сложнее, длиннее и интереснее, чем в прошлом. Организаторы даже своими руками собрали светофор, который должны были установить на старте. Увы, светофор не выдержал павлодарских морозов, и работать пришлось по старинке: отмашка флажками – и старт дан.

– Мы разберемся в причине и уже летом будем использовать на гонках светофоры. Еще в следующий раз будет телеметрия, это позволит фиксировать результаты с точностью до доли секунды, – делится планами на будущее Екатерина Васильева.

Вторые для Павлодара дуэльные автогонки в затоне реки Усолка проходили в четырех классах – задний привод, передний, полный и Ice Pro моно. Победители в каждой из категорий получили по комплекту фирменной резины. К слову, павлодарцам удалось занять призовые места только в двух классах: передний привод и Ice Pro моно. Причем гонщик Максим Фоминских и здесь тоже взял «серебро».

Кроме того, нужно сказать, что в воскресенье павлодарцы могли не только понаблюдать за заездами, но и сами прокатиться по замерзшей реке. Немного в стороне от гоночной трассы проходили катания на собачьих упряжках, снегоходах и заезды дрифт-такси. Но если снегоходы – это скорее элемент шоу и одновременно реклама одного из павлодарских магазинов, то десять дружелюбных хаски и дрифт-такси, катая павлодарцев, зарабатывали деньги для трехлетнего Кости Тренина с диагнозом ДЦП. Чтобы пройти лечение в клинике Новосибирска, семье не хватало полмиллиона тенге. В субботу удалось собрать около 86 тысяч.

 

Наталья ЗИНЧЕНКО.
Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz