В фондах художественного музея хранится 15 произведений Галыма Каржасова, а в открывшейся экспозиции представлено 12 работ, написанных им в разные годы. В 2014 году на своей юбилейной выставке к 60-летию художник говорил, что в творчестве пробует искать новые пути и создавать образы, трансформируя реальность. Больше всего ему хотелось, чтобы его картины приносили людям душевное спокойствие.

– На выставке представлены ранние произведения Галыма Каржасова, начиная с 1980-х годов, когда он только приехал в Павлодар после окончания художественного училища, – рассказывает искусствовед музея Ольга Пашко. – В то время он начал искать свой собственный стиль. Позже главной особенностью его творчества стало создание картины-ковра. Вначале он использовал это в качестве фона, а потом этот прием перенес на остальные свои работы, когда отдельные части соединяются между собой, как тесьмой, неразбавленным маслом. Именно поэтому его картины получаются фрагментарными – локальные цвета граничат друг с другом, и получается своего рода ковер. А вот спиралевидный орнамент в его работах означает бесконечность. И этой бесконечности в них тоже много.

Произведения Галыма Каржасова узнаваемы, их невозможно спутать с работами других павлодарских мастеров. Так сложилось еще и потому, что практически в каждой картине он обязательно писал свой автопортрет. Искусствоведы отмечают: герои всех выдающихся художников внешне обязательно схожи с ними. Это говорит о том, что Галым Каржасов был причастен к каждой своей картине и словно проживал события, о которых рассказывал на полотнах.

Вся жизнь Кабдыл-Галыма Каржасова связана с Павлодарским Прииртышьем. Он родился в ауле Ульгули Иртышского района. В Павлодар вернулся в 1980 году после окончания Алма-Атинского художественного училища имени Н.В. Гоголя. В 1988 году вошел в Союз художников РК. Его работы экспонировались на многочисленных выставках в разных городах Казахстана и России. Сегодня они находятся в фондах крупнейших музеев Казахстана и в частных коллекциях жителей Германии, Франции, Израиля и других стран. В 1997 году Г. Каржасов стал лауреатом Президентской стипендии, а в 2001 году награжден орденом «Құрмет». В 2007 году художнику присвоено звание академика Академии художеств Республики Казахстан.

По словам музейных специалистов, Галым Каржасов был художником, которому подвластны все жанры. Он чувствовал потребность писать на историческую тему, создал целую галерею образов национальных героев, писал пейзажи родной земли. Создавая знаковые образы, использовал различные средства выражения. Ему как никому другому была присуща способность абстрагироваться, воплощая на полотне свои размышления, свой собственный поиск истины.

– Галым Каржасов постоянно работал, одновременно всегда писал несколько картин, – говорит Ольга Пашко. – И в последние годы несмотря на болезнь в его мастерской стояли два-три мольберта. В его работах мощно проявлялись символизм, декоративность, обобщенность. В одном произведении художнику удавалось объединить дорогу на Баянаул и павлодарские улицы. То же самое происходило и в портретах, где орнамент мог перетекать в изображение человека.

Открывшаяся выставка представляет зрителю как ранние произведения, выполненные художником в 1980-е годы, так и написанные гораздо позже – в двухтысячных годах. Здесь можно увидеть такие работы, как «Утро», «Вождь», «Охотник», «Наследие», «Айнур» и другие.

Искусствоведы считают, что Галым Каржасов действовал в направлении казахского декоративно-прикладного искусства. Однако его путь не остался в рамках и канонах композиции декоративности. В произведениях художник выражал свои мысли, ведь его философия читается как в линиях, так и в цвете. Коллеги Галыма Каржасова говорят, что он прожил не столь долгую жизнь, но выполнил свою миссию на земле, оставив картины, которые будут волновать людей и через сто лет.

Выставка произведений Галыма Каржасова будет работать в лектории областного художественного музея до середины февраля.

 

Марина КИСЕНКО.
Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz