Каждый из нас должен знать, кому принадлежат балконы и лоджии, кто должен следить за общим состоянием дома, подачей тепла, ремонтом кровли и лестниц в доме и прочими аспектами комфортного проживания. Совместное владение между собственниками квартир в одном жилом доме или домами, расположенными на одном земельном участке, – это и есть кондоминиум.

Всем вышеназванным занимаются КСК (кооператив собственников квартир), которые по закону выбирают сами жильцы многоквартирного дома. Решения по управлению домом принимаются большинством голосов от общего числа собственников квартир, непосредственно принимающих участие в собрании. Собрание собственников квартир правомочно при наличии не менее двух третей от общего числа собственников помещений (квартир).

Закон РК «О жилищных отношениях» (далее – Закон) регулирует вопросы кондоминиума, потребитель должен знать, что в соответствии с п.3 ст. 42 Закона сроки и объем полномочий по управлению объектом кондоминиума, передаваемых собственникам помещений (квартир) физическому или юридическому лицу, определяется на основе типового договора управления объектом кондоминиума, утвержденного уполномоченным органом. Права и обязанности собственников квартир, порядок работы КСК, порядок собрания собственников квартир, обсуждаемые вопросы на этих собраниях – все это прописано в Типовом договоре управления объектом кондоминиума.

Осуществление органом управления объектом кондоминиума сервисной и иной не относящейся к объекту кондоминиума деятельности запрещается.

При неисполнении своих обязанностей КСК, нарушении Типового договора на основании ст.42 Закона собственники любого дома имеют право выйти из этого КСК, создать свой собственный орган управления и воспользоваться услугами другой управляющей компании.

При нарушении жилищного законодательства – ненадлежащей эксплуатации жилищного фонда органами управления объектом кондоминиума – потребители могут обратиться в государственный орган в сфере управления жилищным фондом – жилищную инспекцию, которая принимает меры.

Вместе с тем, если управленцы исполняют свою работу некачественно, и это повлекло определенные последствия, например, не должным образом подготовили отопительную систему, и с ней возникли проблемы, то потребитель может потребовать возместить причиненные убытки. В соответствии с п.9 ст.42 Закона, если в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей лицами, осуществляющими управление объектом кондоминиума, а также отдельными собственниками помещений (квартир), не исполняющими должным образом обязанности по содержанию и эксплуатации общего имущества жилого дома (жилого здания), причинены убытки собственникам помещений (квартир), данные лица обязаны возместить убытки в соответствии с гражданским законодательством Республики Казахстан.

А именно: потребители могут обратиться с претензией к исполнителю услуг об устранении нарушенных прав и законных интересов и возмещении потребителю причиненного этими нарушениями убытка (вреда) в добровольном порядке лично либо с помощью общественных объединений потребителей. В претензии потребитель предлагает устранить все нарушения, в случае отказа или оставления такой досудебной претензии в установленный законом срок без ответа (срок дается 10 дней на устранение нарушений) потребители или их представители оставляют за собой право обратиться в судебные органы для устранения допущенных нарушений прав собственников.

Мы желаем удачи в защите своих прав!


А. Кулагина, главный специалист отдела по защите прав потребителей департамента Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК по Павлодарской области.

irstar.kz