Новость комментирует человек, давно добивавшийся организации подобного маршрута, ветеран-железнодорожник, член консультативного Совета национальной компании «Қазақстан темiр жолы» Аби Саркыншаков:

– Напомню, что несколько месяцев назад о необходимости подобного рейса писала и «Звезда Прииртышья», на традиционном заседании консультативного совета «НК «КТЖ» этим летом я также в очередной раз поднимал данный вопрос. Так что, можно сказать, мы общими усилиями его решали, ведь не осталось ни одного пассажирского поезда, идущего от нас в Россию, хотя раньше их было много – в Москву, на Украину, на Урал и в другие регионы. Между тем это направление – на Новосибирск, Барнаул, Томск очень востребовано: в этих городах учатся сотни студентов из нашей области, едут туда и другие пассажиры – в гости к родственникам, по делам, на лечение и по другой надобности. Поездки же на автобусе и даже на легковой машине на такие расстояния и по не слишком хорошим дорогам очень утомительны. Немало желающих отправиться в эти сибирские регионы и дальше всегда было и в соседних областях – Карагандинской и Акмолинской.

И вот наш голос наконец услышан: международный маршрут Караганда – Томск и Томск – Караганда будет курсировать в обоих направлениях по согласованию АО «НК «КТЖ» и ОАО «Российские железные дороги». Один раз в четыре дня – казахстанский и один раз в четыре дня – российский. То есть фактически он будет ходить через день.

По информации АО «НК «КТЖ», в поезде будет шесть вагонов: три купейных и три плацкартных. Всего в них будет 264 места.

А ТЕПЕРЬ О ПРОБЛЕМАХ

– Значит ли это, Аби Саркыншакович, что все проблемы, связанные с железнодорожным сообщением, для жителей нашего региона решены?

– К сожалению, это не так. Я уже говорил в одном из своих интервью «Звезде Прииртышья», что Павлодар и весь наш индустриально-аграрный регион – единственный в республике не имеет своего железнодорожного вокзала.

– А как же действующий?

– Поясню для тех, кто не знает: он был построен по титулу Министерства путей сообщения, по праву считался одним из лучших в республике и даже был номинирован на премию Совета Министров СССР – как объект, соответствующий всем современным требованиям, построенный в короткие сроки. Эту премию он, правда, не получил по формальным по сути причинам, но дело сейчас даже не в этом. В своё время, когда крупнейшие предприятия и структуры непродуманным скороспелым решением Правительства избавлялись от так называемых непрофильных активов, у железной дороги были забраны и железнодорожные вокзалы (как нам говорили, в целях некоей экономии). Признав позднее свою ошибку, Правительство другим решением постановило вернуть железнодорожные вокзалы в ведение АО «НК «КТЖ». Но в нашей области, подчёркиваю, единственной в Казахстане, этого до сих пор не сделано. Железнодорожный вокзал по-прежнему находится в коммунальной собственности, и, по некоторым сведениям, кое-кто даже вынашивает планы его приватизации. И разве это нормально, что специализированное современное здание, рассчитанное на 1350 пассажиров, напоминает сегодня филиал торгового центра и филиал автовокзала, а железнодорожники, которые должны по праву быть здесь хозяевами, арендуют помещения для билетных касс? Несмотря на неоднократные обращения АО «КТЖ», этот вопрос не был решён на уровне министерства. Если тут ничего не изменится в ближайшее время, мы, железнодорожники, вправе будем требовать, чтобы и вывеску на этих «воротах города» – железнодорожный вокзал АО «НК «КТЖ» – сняли. Аналогичная история с железнодорожными вокзалами Экибастуза и Аксу.

– Что ещё тревожит вас, ветерана отрасли, отдавшего ей более шестидесяти лет жизни?

– То, что у Павлодара – одного из ведущих индустриальных центров – нет прямого железнодорожного сообщения ни с одним областным центром страны. И это, конечно, неправильно. Скажу больше: с пуском поезда «Тальго» Павлодар – Алматы наши земляки стали из-за его дороговизны выбирать другие пути, разными способами добираясь до Семея или Астаны и уже там пересаживаясь на удобные для них маршруты в названном направлении по доступным ценам.

– Но «Тальго» – это же и скорость, и комфорт…

– Эти поезда не решают в действительности всех проблем пассажирских железнодорожных перевозок. Всё же надо иметь в виду, что Казахстан по условиям железнодорожного сообщения – не Западная Европа. Мы имеем самую протяжённую железнодорожную сеть после России – 15 тысяч километров, и для нас удовлетворение потребностей казахстанцев в таких перевозках всегда должно быть первоочередной задачей. И нелишне нам вспомнить кое-что из нашего прежнего опыта.

– Например?

– Говорил уже, что поезда от нас ходили во многие города России и даже в Украину. Был сформирован – впервые в истории республики – фирменный поезд «Баянаул» сообщением Павлодар – Алматы. А теперь я только мечтаю, чтобы наши земляки могли взять билет в день отправления поезда и уехать в нужном им направлении. Билетов часто нет, в том числе из-за бронирования огромного количества мест для чиновников разного республиканского ранга, которые часто ими не пользуются. Тут надо навести порядок.

Наконец, ещё одна, особая тема – нехватка пассажирских железнодорожных вагонов (грузовых, впрочем, тоже, но не о них сейчас речь). Из имеющихся в распоряжении НК «КТЖ» 2300 пассажирских вагонов половина морально и физически устарели. Между тем в советские времена этот вагонный парк обновлялся систематически и своевременно.

– Но вы же не раз поднимали вопрос и о тех, и о других вагонах на всех уровнях, и в том числе в прессе.

– Вагоны обновляются, но, как говорится, в час по чайной ложке, гораздо медленнее и не в тех объёмах, что требуется сегодня.

– Вероятно, у государства не хватает денег…

– Если бы так. На днях смотрел по телевидению сюжет о заседании Правительства, где прозвучало и такое: до конца года месяц с небольшим, а остаются неосвоенными (и, скорее всего, останутся) десятки миллиардов тенге бюджетных средств. Почему бы не использовать хотя бы часть их на приобретение как раз пассажирских вагонов российского производства, современных, комфортабельных. И при этом надо иметь в виду: это же возвратные деньги, они окупятся в ходе эксплуатации вагонов. И казахстанцы, предпочитающие ездить на поездах, нам спасибо скажут.


Юрий ПОМИНОВ.
Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz