Сегодня в Павлодаре отслужили свой срок эксплуатации более тысячи лифтов.

– Если уж быть совсем точными, то 1063, – обратился к статистике руководитель жилищной инспекции Павлодара Ануарбек Аманов. – Именно столько подъёмников отработали в Павлодаре свыше 25 лет. Всего же в лифтовом хозяйстве областного центра значатся 1464 подъёмника, которые установлены в 378 домах. То есть уже сегодня нам необходимо обновлять 74 процента всех городских лифтов.

Если ориентироваться на план городских властей, который они составили на следующий год в рамках модернизации лифтового хозяйства, то на замену всех «лифтовых пенсионеров» потребуется десять лет. Но удастся ли сохранить этот темп? Именно поэтому в регионе, да и по всей республике в целом, заговорили о политике возврата средств.

«Ход возвратом» в рамках модернизации общедомового имущества павлодарцы практикуют уже не первый год. Его апробация прошла на примере ремонта кровель и подвалов павлодарских многоэтажек. Напомним, когда в республике стартовала программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства, её единственным источником финансирования стал республиканский бюджет. Соответствующий целевой трансферт делили между домами, где две трети жильцов давали «добро» на капитальный ремонт крыши, обновление фасада или замену подвальных агрегатов, в зависимости от того, какой вид «первой помощи» требовался зданию. С собственниками квартир подписывался договор, согласно которому они ежемесячно возвращали в государственную казну долг за проведенную модернизацию. Эти деньги аккумулировались на счёте ТОО «Горкомхоз – Модернизация жилья» – единого оператора реализации программы. И когда «золотой дождь» из республики закончился, чиновники стали оплачивать ремонт общедомового имущества за счёт накопленных средств. Конечно, по сравнению с государственным финансированием объёмы не Бог весть какие. Но всё же лучше, чем совсем ничего. К примеру, только в этом году возвратные средства позволили отремонтировать три дома в областном центре. Всего же за семь лет реализации проекта в Павлодаре преобразились 110 многоэтажек.

По такому же принципу чиновники планируют со временем заменить и все лифтовое оборудование города, которое большей частью уже сегодня пора списывать из-за изношенности. Последнее не может не вызывать беспокойства.

– Понятно, что за техническим состоянием «старичков» призваны следить фирмы, их обслуживающие, которых, кстати, в Павлодаре десять. Но, честно говоря, после несчастных случаев с падением лифтовых кабин в нескольких регионах Казахстана начинают терзать сомнения: а так ли добросовестно частники исполняют свои обязанности? Как госорган, вы как-то инспектируете городское лифтовое хозяйство на предмет его безопасности для жильцов?

– Мы отслеживаем их техническое состояние. Но по большому счёту всё сводится к визуальному осмотру и проверке технической документации: когда в последний раз проходило освидетельствование, на какой срок оно действительно. И выносим решение! Чаще всего о том, что лифт подлежит замене.

Стоимость одного подъёмника на Могилёвском заводе лифтового машиностроения, а именно с ним, скорее всего, будут работать павлодарцы, реализуя программу лифтовой модернизации, составляет более семи миллионов тенге. То есть о замене всех подъёмников в одночасье, на что требуется свыше семи с половиной миллиардов, даже мечтать не приходится.

В следующем году в областном центре будут обновлены всего сто лифтов. Стартовое финансирование проекта провели через программу развития регионов, в рамках которой на область предусмотрено выделение 800 миллионов тенге. Однако программа заканчивается в 2020 году, правда, есть шанс, что её впоследствии продлят. Но лучше уже сейчас продумать все возможные ходы по дальнейшей реализации проекта. Изобретать велосипед никто не стал.

Ануарбек Аманов говорит:

– Пойдём по уже протоптанной дорожке, методом возврата. К 2020 году, когда завершится действие программы развития регионов, на счету оператора по реализации жилищной модернизации уже скопятся какие-то суммы от жильцов. Вот их и будем пускать на продолжение работы по замене отслуживших свой срок подъемников.

Конечно, это совсем другие деньги, чем если бы лифтовую модернизацию продолжало финансировать государство. Как показывает опыт, в год жильцы модернизированных домов возвращают в бюджет около 15 миллионов тенге. В перерасчёте на лифты – это всего два подъёмника! Капля в море, если вспомнить, что после лифтовой модернизации 2019 года останется заменить ещё 983 павлодарских лифта. Впрочем, чиновники не столь пессимистичны. Во-первых, как уже говорилось, есть вероятность того, что программа развития регионов, через которую проводится финансирование работ по ремонту жилищно-коммунального хозяйства, будет продолжена. Во-вторых, может появиться альтернатива этой программе, что позволит увеличить стартовые вложения государства, с тем, чтобы впоследствии получить больше возвратных средств от жильцов. Кроме этого, не стоит забывать об обязательном ежемесячном взносе, предусмотренном в новом законопроекте по вопросам жилищно-коммунального хозяйства. Новый закон хоть и находится сейчас на стадии рассмотрения в Мажилисе, но нет никакого сомнения в том, что в коммунальных квитанциях казахстанцев очень скоро появится дополнительная графа для платежа. Весь вопрос – в порядке его отчисления и в сумме, которая, скорее всего, будет пересмотрена в сторону уменьшения. Но это уже отдельная тема.

А в завершение разговора о лифтовой модернизации, пожалуй, осталось лишь назвать цену вопроса для жильцов. Конечно, она зависит от количества квартир в подъезде и от квадратуры каждого отдельного квартировладельца, а ещё от срока погашения долга. Рассчитаем, к примеру, лифтовой кредит на семь лет для стандартного подъезда в 36 квартир. Владелец пятидесяти квадратов должен ежемесячно возвращать государству по 2645 тенге. Думается, это вполне подъемная сумма, особенно если учесть, что на кону безопасность собственная и детей. А как думаете вы?

Кстати, первыми в программу лифтовой модернизации включились жители самой высотной много­этажки по адресу: проспект Тауелсыздык, 50. Здесь будут заменены сразу три подъёмника – по количеству подъездов. Причем произойти сие событие должно до конца этого года.

Ирина ВОЛКОВА. 
Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz