Около десяти лет назад была подписана декларация о братских отношениях организации Союза журналистов Новосибирской области России и Павлодарской областной организации Союза журналистов Казахстана. В рамках сложившегося за это время сотрудничества между нашими творческими организациями павлодарские журналисты были приглашены Союзом журналистов России по инициативе председателя Новосибирской региональной организации Андрея Челнокова для участия в Инфоруме.

В состав делегации вошли главный редактор областной газеты «Регион.KZ» Роза Мустафина, председатель областного клуба редакторов Мухит Омаров, председатель областной организации Союза журналистов Казахстана Юрий Поминов, главный редактор телестудии «АлмаТВ» Анатолий Чернятевич и главный редактор Железинской районной газеты «Родные просторы» Мухамади Хамитов.

Публикуем заметки с большого сбора сибирских журналистов, подготовленные Юрием ПОМИНОВЫМ.

Медиа старые и новые: кто кого?

Разговор в Новосибирске шёл по настолько широкому кругу вопросов и столь динамично, что пересказать его весь вряд ли возможно. Остановимся поэтому лишь на моментах, вызвавших наибольшие споры и разброс мнений.

Инфорум начался с сессии, озаглавленной «Журналистика и общество». Дискуссии организовывали заместитель председателя Союза журналистов России Алексей Вишневецкий, секретарь Союза журналистов России Юлия Загитова, а спикерами выступали известные журналисты Новосибирской области и представители властных структур региона.

Много говорилось о судьбе традиционных СМИ – газет, радио и телевидения. Вспомнили при этом и любимый народом фильм «Москва слезам не верит», в котором оператор ещё только нарождающегося телевидения уверяет, что скоро не будет ничего: ни театра, ни кино, ни других подобных сфер культуры и искусства, а останется одно сплошное телевидение. Жизнь показала, что это не так, хотя было время, когда телевидение заняло особое место в жизни миллионов, да и теперь ещё заменяет многим в жизни всё.

Но и его, тем более радио и газеты, всё больше оттесняют на обочину информационного поля новые электронные СМИ: блогосфера, социальные сети и другая продукция, заполонившая интернет. И теперь для миллионов и миллионов пользователей он заменяет все прочие источники информации. И эти люди для себя решили, что вскоре не будет ни газет, ни телевидения и радио и даже книг в их обычном виде, а только один сплошной интернет.

Безусловно, падает, и чем дальше, тем больше, интерес к печатным версиям газет и даже их электронным версиям, к новостным и другим традиционным программам телевидения и радио. Многие молодые семьи вообще отказались от телевизоров, заменив их компьютерами с их набором услуг на все вкусы – от самой оперативной информации до кинофильмов и шоу.

Так что же делать традиционным СМИ в этом бушующем не море даже, а океане информации, доступном любому обладателю компьютера – пользователю интернета? Суммируя выступления участников Инфорума, можно сказать так: делать не просто профессиональные, качественные СМИ, востребованные читателями, телезрителями и радиослушателями, но также использовать все современные формы и методы их доставки своим подписчикам, теле- и радиоаудитории, продвигать электронные версии тех же газет, не просто копирующих печатные версии, а учитывающих запросы продвинутой части пользователей социальных сетей. То есть рекламировать всеми доступными способами собственную продукцию.

О том, какой может быть такая продукция на региональном телевидении, убедительно говорила руководитель службы производства телевизионных программ государственной телерадиокомпании «Новосибирск» Елена Агамян. Она размышляла о формировании позитивной новостной повестки дня. Поскольку на телевидении уже давно все пляшут от рейтинга и верстают новости, начиная с «плохих» – катастроф, крушений, чрезвычайных происшествий, скандалов и т.д., и т.п. Существует даже негласная формула: самые хорошие (читай – востребованные, а на ТВ особенно) – это плохие новости. А уж всё остальное – потом. Считается почему-то, что именно так и подогревается телезрительский интерес. А всё остальное – так называемая «социалка», работа власти и прочая жизнь – потом. Но вот в «Новосибирске» попробовали развернуть телезрителя от негатива к позитиву, перейти к некоей золотой середине, к новостям, которые и про земляка-новосибирца тоже… Стали готовить наряду с другими сюжеты про людей дела, о проблемах города, области. И оказалось, что людям это надо, и даже рейтинги поползли вверх.

То есть не надо нам недооценивать нашего читателя, зрителя, слушателя – он гораздо умнее и адекватнее, чем мы иногда думаем.

И ещё о рейтингах. Кто-то из выступавших с возмущением говорил о величайшем неуважении к со­отечественникам, творимом в соревновании за рейтинги федеральными телеканалами с их бесконечными шоу, перетряхиванием грязного белья знаменитостей, пошлыми развлекательными программами… Таким образом и формируется дурной вкус, зомбируется и оболванивается телеаудитория. А потом теледеятели уверяют, что их телеканалы отзываются на запросы аудитории.

Невольно напрашивается анекдот в тему, про двух червяков в навозной куче, когда один говорит другому:

– А ты знаешь, в навозе всё же есть, наверное, нечто особенное.

– Почему ты так решил? – спрашивает его другой червяк.

– Ну не могут же миллионы мух ошибаться, – глубокомысленно замечает первый.

То же и с рейтингами: сначала опускаем аудиторию пошлейшими шоу, а потом говорим: «Ну вы же этого хотите, вам это нравится!»

Нынешняя журналистика, в первую очередь традиционная, переживает не лучшие времена, теряет читателя и зрителя. Однако хоронить её рано. Всегда были и будут востребованы мастерство и профессионализм, честность и принципиальность представителей нашего цеха. Люди шли и по-прежнему идут за помощью к журналистам, иногда – как в последнюю инстанцию.

Председатель Новосибирского Союза журналистов Андрей Челноков, учредитель и издатель региональной газеты «Сибирь: момент истины» предложил создать агентство журналистских расследований, если не на всероссийском, то хотя бы на региональном уровне. У «Момента истины» накоплен большой опыт по этой части, а объединение усилий помогло бы поднять уровень такого сложного и, увы, небезопасного для тех, кто в нём работает, жанра, да и престиж российской журналистики в целом.

Я тоже коротко выступил на Инфоруме, рассказал о большой пользе нашего сотрудничества с новосибирскими журналистами, о необходимости крепить и развивать журналистские связи России и Казахстана.

Ветеран павлодарской журналистики Анатолий Чернятевич был награждён на этой встрече орденом Новосибирского Союза журналистов за укрепление сотрудничества с сибиряками.

Плюс мастер-классы

Организаторы Инфорума уже в самом начале пояснили, что «ин» можно расшифровать и как информационный, и как инновационный. И форум в целом соответствовал двум этим заложенным в его идеологию сверхзадачам. Журналисты Сибирского территориального округа почерпнули в нём не просто много интересного, но и по сути своей нового, как в уже упоминавшейся сессии «журналистика и общество», так и на мастер-классах для тележурналистов, для журналистов печатных и интернет-СМИ.

Вот лишь некоторые темы последних: «Мультимедийный подход к формированию контента», «Умные и автоматизированные продажи рекламы для современного издателя». Или вот ещё – «Воркшоп для молодых журналистов». Я даже не понял сразу, что это за инновация такая – «воркшоп». Оказывается, это интерактивный мастер-класс и деловая игра о возможностях молодых журналистов и профессиональном росте.

Словом, организаторы постарались уловить все, как принято сегодня говорить, основные тренды медиа­сферы. И нельзя сказать, что это им не удалось. Хотя мне самому больше пришлись по душе мастер-классы журналистов ещё советской школы: вице-президента Международной Евразийской академии телевидения, радио и печати Кипраса Мажейки и президента Международного клуба собкоров газеты «Комсомольская правда» Анатолия Строева. Оба они, кстати, были участниками международной конференции в Павлодаре, организованной в рамках сотрудничества павлодарской и новосибирской журналистскими организациями, и стали нашими добрыми друзьями.

А.Ф. Строев, прошедший школу районной, региональной молодёжной газеты, «Комсомольской правды», «Литературной газеты», «Правды», говорил о том, что журналистика никогда не умирала и не умрёт, пока жива сама жизнь. Да, она меняется, и очень стремительно, приобретая всё новые форматы, но суть её и основные задачи остаются прежними – служить людям, следуя главному правилу «Комсомолки»: ты журналист – и должен быть на работе 24 часа в сутки.

А.Ф. Строев приводил примеры из собственной практики и опыта коллег – легендарного Василия Пескова, очеркиста Геннадия Бочарова. Рекомендовал перечитывать Эрнеста Хемингуэя и Анатолия Аграновского, подчеркнув, что они актуальны и сегодня и могут служить лучшей школой для профессионального становления.

Кипрас Мажейка говорил о том, что свобода слова ничего не значит без силы слова, и о том, что он сам, разменяв восьмой десяток лет, остаётся вечным студентом, потому что грамотен сегодня не тот, кто умеет читать и писать, а тот, кто умеет учиться и переучиваться. Подвигнуть именно к этому коллег и было одной из главных задач форума.

Проходил он в конференц-зале правительства Новосибирской области, что тоже можно считать добрым знаком: крупнейшая творческая организация России – Союз журналистов, насчитывающий по разным оценкам от 80 до 100 тысяч членов, работает совместно с региональными властями. Эту линию проводит руководство СЖ России, и власти на местах её поддерживают. Готовятся поправки в закон о СМИ, а может, это будет новый закон. Учреждается звание «Заслуженный журналист Российской Федерации», которое будет иметь статус государственной награды по соответствующему указу президента России. Усиливается правовая защита российских журналистов. Всё это – инициативы Союза журналистов РФ, и нам, казахстанцам, есть чему поучиться у россиян.

irstar.kz