Единый накопительный пенсионный фонд перевел в электронный формат все свои основные услуги для вкладчиков и получателей. В 2017 году доля операций, оказанных в электронном формате, составила 52 процента от всех проведенных операций. Напомним, что в 2017 году пенсионный фонд внедрил ряд электронных услуг с помощью сайта enpf.kz: это подача заявления на открытие пенсионного счета, внесение изменений в свои реквизиты, выбор интернет-информирования, подача заявления на получение выплаты и отслеживание онлайн его исполнения. В этом году через сайт enpf.kz стало возможным получение дубликата пенсионного договора. Со времени запуска новых электронных услуг до 1 июня 2018 года ими воспользовались более 55800 раз. Точнее, было открыто 12500 личных пенсионных счетов в режиме онлайн через сайт фонда – «Личный кабинет» (с помощью ИИН и пароля или электронно-цифровой подписи, которую выдает Центр обслуживания населения), 3226 получателей (граждане, достигшие пенсионного возраста, и лица, у которых установлена бессрочная инвалидность 1 и 2 групп) подали заявление о назначении пенсии. Внесено 30794 изменений в личные данные, а 9320 операций было совершено по изменению способа получения информации о состоянии пенсионного счета – через интернет. Использование электронных услуг занимает всего лишь несколько минут. А к 2021 году планируется довести долю операций, оказанных в электронном формате, до 60 процентов.

Тех, кто получает информацию о пенсионном счете один раз в год в бумажном конверте по почте, становится меньше. Вместо этого становится больше тех, кто получает информацию через электронный портал. Данный способ получения информации очень удобен: он позволяет в любое время и в любом месте контролировать пенсионные взносы и инвестиционный доход. На 1 июня 2018 года уже более 5,3 млн, человек в качестве способа получения информации о состоянии пенсионного счета выбрали электронный: более 837,6 тысячи человек получают выписки на электронный адрес и около 4,5 млн. – посредством сайта или мобильного приложения. При введении логина и пароля нужно помнить о том, что вместо логина вводится индивидуальный идентификационный номер (ИИН), а пароль необходимо придумать самому.

В конце 2017 года во всех 18 филиалах фонда были установлены терминалы самообслуживания. С их помощью вкладчики и получатели могут без обращения к специалисту фонда пользоваться любыми электронными услугами – от открытия пенсионного счета до назначения пенсионных отчислений.

В скором времени на сайте фонда планируется с помощью ЭЦП включить составление договора о пенсионном обеспечении (в свою пользу) за счет добровольных пенсионных взносов.

Конечно, пенсионный фонд не ограничится обновлением сайта и развитием цифровых услуг. Сегодня устанавливаются контакты с операторами сотовой связи. Цель – дать возможность абонентам пользоваться сотовым приложением «ENPF» без трафика. Абоненты совместной компании Tele2 и Altel, несмотря на состояние баланса счета, могут использовать сотовое приложение фонда. ЕНПФ в скором будущем планирует составить такой договор и с другими операторами.

Надо отметить, что ЕНПФ уделяет особое внимание социально уязвимым слоям населения, особенно людям с ограниченными возможностями. Например, в 2017 году в рамках проекта «Мобильный агент» осуществлено более 189,5 тысячи операций, что в 6,5 раза больше, чем в 2016 году.

Вкладчиков и получателей ЕНПФ беспокоит не только сохранность, но и доходность накоплений на пенсионном счету. С этой точки зрения 2017 год был успешным. Сумма чистого инвестиционного дохода на личных пенсионных счетах вкладчиков и получателей составила 550,6 млрд. тенге, доход пенсионных активов фонда достиг 7,92 процента. Напоминаем, что в это время уровень инфляции составлял 7,1 процента.

Чистый инвестиционный доход пенсионных накоплений за 4 месяца 2018 года составил 169,3 млрд. тенге, что превышает аналогичный показатель прошлого года более чем на 83 %. Если рассматривать в годовом выражении (апрель 2017 – апрель 2018 г.), доходность составляет 8,8 % при инфляции за аналогичный период 6,5 %.

В марте этого года аудиторы международной компании TÜV Thüringen e.V (ТЮФ Тюринген, Германия) провели сертификационный аудит в Системе менеджмента качества фонда. Цель – подтверждение соответствия международному стандарту ISO 9001:2015. Сертификационный аудит прошел успешно, фонд получил международный сертификат компании ТЮФ Тюринген. Это доказывает, что услуги, предложенные фондом, имеют высокое качество.

Иван ФЁДОРОВ.

irstar.kz