Исполняющий обязанности главного режиссера Павлодарского областного казахского музыкально-драматического театра имени Ж. Аймаутова Адилет Аканов говорит, что уходящий сезон оказался для всего коллектива непростым. В прошлом ноябре скоропостижно ушел из жизни заслуженный деятель Казахстана Мухтар Байжуманов, с 2014 года руководивший театром. А еще не стало ведущего павлодарского актера и художественного руководителя аймаутовского театра Бекболата Окасова, внесшего значительный вклад в развитие местного сценического искусства.

– Этот сезон выдался, я бы сказал, трагическим, – говорит Адилет Аканов. – Однако мы всё равно старались работать, ставить новые спектакли. Традиционно за сезон выпустили шесть постановок – четыре спектакля для взрослых и две сказки для детей. Нынешний сезон отличался тем, что мы пригласили к сотрудничеству известного казахстанского художника-постановщика Есенгельды Туякова, участвовавшего в создании постановки «Козы Корпеш – Баян сулу» по Габиту Мусрепову. Для нас это большой успех!

Во время своего приезда Есенгельды Туяков дал здешним художникам обучающие мастер-классы по работе с деревом, плотницким работам, без которых нельзя обойтись при создании театральных декораций. Это позволило совершенно иначе взглянуть на процесс, перенять наработки талантливого художника с немалым опытом и теперь применять их в своей работе. По словам Адилета Аканова, мастер-классы оказались полезными для многих, но в первую очередь, конечно, для специалистов по созданию декораций и костюмов.

По завершении сезона – в конце июня аймаутовский театр отправится на гастроли в Талдыкорган, где зрителям будет представлена концертная программа и спектакль «Табалдырығыңа табын» («Поклонись родному порогу»). Это одна из недавних премьер по пьесе советского и казахстанского писателя и драматурга Тынымбая Нурмаганбетова, а режиссером стал павлодарский актер каздрамтеатра Жумахан Доспаев, который представит режиссерскую работу у себя на родине.

Свежую постановку «Күзгі оқиға» («Осенняя история») по произведению итальянского драматурга Альдо Николаи зрители смогут посмотреть 14 и 15 июня, после чего труппа до сентября попрощается с павлодарскими зрителями. Надо сказать, новый спектакль необычен тем, что на сцене зритель увидит всего трех актеров, а пройдет он на малой сцене театра. Основной замысел молодого режиссера Жангельды Садыкова, поставившего в каздрамтеатре уже третий спектакль, заключается в том, что в небольшом пространстве между актером и зрителем устанавливается именно та связь, через которую можно донести основную идею.

Журналисты нашей редакции побывали на финальной репетиции нового спектакля. В небольшом зале, где всего около сотни зрительских мест, в этот момент нет никого, кроме трех артистов, режиссера Жангельды Садыкова и… его трехлетнего сына Иманжусупа, который с любопытством смотрит на сцену и перебирает листы со сценарием. Кстати, в аймаутовском театре брать на репетиции своих детей стало уже практически традицией.

А на сцене ставится трогательная и смешная пьеса о двух стариках. Бокка и Палья знакомятся совершенно случайно, но эта встреча этих душевно одиноких людей станет поворотной для каждого из них. Еще вчера они мирились с печальными итогами своей жизни, а сегодня взбунтовались, решив бежать от постылых будней, печальных мыслей, эгоизма окружающих людей и от самих себя. Вместе они разрабатывают тайный план, но суждено ли им его реализовать? В спектакле принимают участие Даурен Адыл, Бек Токатов (Либеро Бокка), Бейбит Шаним, Руслан Ныгманов (Луиджи Палья), Карлыгаш Жексембаева и Баян Исабекова (Амбра).

В постановке, где мало актеров, понятное дело, нагрузка ложится только на них, поскольку они на протяжении всего спектакля на виду. Как рассказывает Жангельды Садыков, еще одна сложность заключается в том, что люди примерно 40-летнего возраста играют 76-летних стариков.

– Особенность малых залов в том, что там невозможно сфальшивить, – отмечает Ж. Садыков. – Зритель все видит, его реакция тоже ощущается. Актер выкладывается полностью, здесь он берет на себя гораздо больше ответственности. Пьеса показалась мне очень актуальной. Трагикомедия – это смех сквозь слезы. В будущем мне хотелось бы работать по классике. Думаю, что рост режиссера происходит по классическим произведениям.

– Жангельды, а своего сына вы приучаете любить театр? Хотите, чтобы он пошел по вашим стопам?

– Не знаю, окажется ли он причастным к театру, думаю, сам сделает свой выбор. Прежде всего хочу, чтобы он стал хорошим человеком.

Вот и Адилет Аканов уверен, что театральную работу нельзя мерить залами, нужно делать упор на содержание и качество игры. Если спектакль хороший, то его можно будет сыграть хорошо в любом месте, ведь театр не создавался сразу на большой сцене с профессиональными декорациями и светом. К этому приходили постепенно.

– Зацикливаться на чем-то одном в сценическом искусстве – большая ошибка! – считает Адилет Аканов. – Зачастую одна общая проблема театральных деятелей заключается в том, что они боятся перемен и не могут отойти от стереотипов. В Павлодаре работаю три года и сейчас осознаю, что нельзя бояться творить и идти вперед!

В 28-м театральном сезоне «аймаутовцы» сыграли 202 постановки, а посмотрели их около 27 тысяч зрителей. За десять месяцев здесь поставлены шесть премьерных спектаклей, в том числе «Белый пароход» («Ақ кеме»), «Ох, уж эти молодожены» («Пай-пай, жас жұбайлар-ай») «Козы Корпеш – Баян сулу» и другие.

Марина КИСЕНКО.
Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz