Правовой ликбез

Считать деньги в чужом кармане нехорошо. Другое дело, когда речь идёт о собственных кровных, которые отдаёшь за невидимую услугу. Именно так характеризуют абонентскую плату за подъездное видеонаблюдение жильцы, которые привыкли рассчитывать свой семейный бюджет.

– Я, как жилец, считаю, что плачу ни за что, – высказывает своё мнение павлодарка Анна Устюжанинова. – Каким образом эту камеру каждый месяц обслуживают на триста тенге? И обслуживают ли вообще? У моего соседа зимой вскрыли машину. Естественно, первым делом, ну или вторым после вызова полиции, он побежал в фирму «Павлодар-онлайн», обслуживающую наш дом, с тем, чтобы взять у них видео. Но увидеть злоумышленника ему так и не удалось, поскольку камера видеонаблюдения по какой-то причине была отключена. При этом я могу согласиться с тем, что это единичный случай, всякое бывает: неблагоприятные погодные условия, отключение электроэнергии или другой форс-мажор. Речь о другом. Обоснуйте свой тариф, чтобы я убедилась, что плачу триста тенге не в карман частников, чтобы они ели хлеб с икрой, а действительно за свою безопасность.

Да, это частное мнение. Но его придерживаются многие жильцы многоэтажек, особенно те из них, кто не давал своего согласия на установку в подъездах видеокамер, но, оказавшись в меньшинстве, вынужден платить, дабы не иметь дело с судом. Кстати, формальная сторона дела тоже вызывает вопросы у горожан.

– В нашем доме видеонаблюдение установили в начале года, – рассказывает павлодарка Елена Чуднова. – Я и многие мои соседи изначально были против этого, но нам всё равно приносят квитанции, ссылаясь на то, что если 70 процентов жильцов за видеонаблюдение, то должны платить все. На мой взгляд, это нарушение прав потребителей, навязывание услуг, которые людям не нужны. Пусть собирают деньги с тех, кто давал своё согласие на установку видеокамер. И ещё хотелось бы узнать, на каком основании нам выставляют счёт на оплату, поскольку с владельцами квартир никто не заключал никаких договоров?

Эти вопросы мы переадресовали известному казахстанскому юристу Виталию Воронову:

– О нарушении прав потребителей мы бы говорили, если бы речь не шла об объектах кондоминиума. Но поскольку мы говорим об общем имуществе, то все взаимоотношения жильцов регулируются исключительно Законом Республики Казахстан от 16 апреля 1997 года №94-1 «О жилищных отношениях». В соответствии со статьями этого правового документа, если есть решение общего собрания жильцов, принятое с соблюдением процедуры и при наличии кворума, об установлении системы видеонаблюдения и установлении тарифа на её содержание, то жильцы обязаны его выполнять, несмотря на то, что не были, например, на нем, или голосовали «против».

Ответчиком в суде будет сторона, которая заключала договор с обслуживающей систему видеонаблюдения компанией, если такой договор заключался. Скорее всего, это будет КСК. А в свою очередь КСК может потом предъявить иск к жильцам, не выполняющим решение общего собрания и не платящим за установку и обслуживание системы видеонаблюдения. Жильцы по закону могут напрямую заключить договор с обслуживающей компанией и требовать от неё точного соблюдения условий договора и качественного обслуживания, а в случае нарушения условий договора либо расторгнуть его, либо не платить.

– То есть, если я правильно поняла, решение общего собрания жильцов считается легитимным при условии, что были соблюдены все необходимые процедуры? К примеру, несоблюдение хотя бы одного пункта, пусть это будет, скажем, отсутствие повестки дня, уже станет основанием для того, чтобы признать решение неправомочным?

– Совершенно верно. В Алматы сколько угодно примеров того, как в суде решения собраний признавались недействительными и отменялись из-за отсутствия обязательных требований к их проведению, куда входит и повестка дня.

– И ещё, если позволите, одно уточнение, может ли опросник, собранный представителем фирмы, заменить решение общего собрания жильцов?

– Опросник или подписной лист может стать только приложением к протоколу общего собрания жильцов.

Его проведение, подсчет голосов с учетом опросных листов, констатация кворума, голосование, подсчет голосов, составление протокола остаются обязательными.

«Купите мне билет на самолёт?»

Думаю, если бы павлодарцы были менее пассивными в отстаивании своих прав и интересов, то решений суда в пользу жильцов, а не услугодателей, и в Павлодаре было бы не меньше. К слову, уже упоминавшаяся в этой публикации Елена Чуднова и без суда добилась того, что ей перестали приносить счета за услугу видеонаблюдения.

– Я просто пришла в фирму и принесла своё заявление, что отказываюсь от навязанной мне услуги, – рассказала женщина. – Конечно же, мой оппонент попытался пригрозить судом, начал говорить о том, что я обязана платить, если 70 процентов жильцов поставили свою подпись в опроснике. Тогда я его спросила: «Давайте я соберу много подписей, что вы мне купите билет на самолет? Купите?». Молчит. В общем, нет договора – нет счетов. И после этого мне перестали начислять оплату за эту услугу.

От дешёвого к среднему

Всё не так просто и с тарифами. Директор компании «Павлодар безопасность» Асель Кенжебаева разложила тариф в триста тенге на следующие составляющие: стоимость камер видеонаблюдения, работа монтёра, непосредственно само обслуживание видеокамер, зарплата наёмным работникам, а их, к слову, только в этой компании восемь. Это специалисты по проведению опросов среди жильцов, монтёры и офис-менеджер.

Начнём, пожалуй, со стоимости камер видеонаблюдения. Первые фирмы, устанавливающие систему видеонаблюдения в павлодарских подъездах, приобретали оборудование едва ли не самое дешёвое. Соответственно, и качество изображения оставляло желать лучшего. Толку от таких камер в случае необходимости было что от козла молока.

– Камеры, установленные в Павлодаре в 2014-2015 годах, давали очень тёмную картинку, по которой узнать злоумышленника было практически невозможно, – рассказывает начальник отдела по раскрытию имущественных преступлений управления криминальной полиции ДВД области Жаслан Танжанов. – Сейчас же в условиях повышенной конкуренции фирмы по установке систем видеонаблюдения стараются закупать камеры с повышенной чувствительностью, снабжённые датчиками движения. И мы со своей стороны рекомендуем им на всех наших совместных встречах приобретать оборудование должного качества.

Это к тому, что от самого дешёвого предприниматели, работающие в этой сфере, перешли на уровень выше. Сегодня средняя стоимость видеокамеры, обеспечивающей безопасность жильцов в подъездах и во дворах, составляет около 12 тысяч тенге. Да, фирмы устанавливают их за свой счёт. Но давайте подсчитаем. В одном подъезде обычно 40 квартир. Таким образом получается, что себестоимость одной камеры собственники возвращают себе уже за месяц. Соответственно, три камеры (на первом этаже, при входе в подъезд и на игровую площадку) окупаются за три месяца. В год услугодатели имеют чистой прибыли 144 тысячи тенге. Это с одного подъезда. А в Павлодаре сегодня насчитывается 1308 многоквартирных домов, в каждом из которых, за редким исключением в виде одноподъездных домов, как минимум по два-три подъезда.

Откуда цифра?

Следующая статья расходов, по мнению предпринимателей, это работа монтёров и зарплата сотрудников, в данном случае «опросников» и офис-менеджеров. И, конечно же, обслуживание! Вот только в чём конкретно оно заключается, Асель Кенжебаева ответить затруднилась.

– У вас конкретно какая-то жалоба? – поинтересовалась директор компании «Павлодар безопасность».

– Не в жалобах дело, – пытаюсь снова объяснить я. – Горожане хотят знать, за что конкретно они платят 300 тенге в месяц? Какие расходы заложены в этом тарифе? Ведь не с потолка же вы взяли цифру в 300 тенге?

– Это абонентская плата за услуги видеонаблюдения. Мы камеры закупаем, устанавливаем, обслуживаем, – перечисляет Асель Кенжебаева.

– Вот я и хочу узнать, каким образом осуществляется обслуживание?

– Камера может выйти из строя из-за плохих погодных условий, её могут сломать хулиганы, мы всё восстанавливаем за свой счёт. При первом же обращении клиента предоставляем видеозапись. Сейчас ещё разрабатываем проект по передаче наших записей в режиме онлайн в центральный оперативный пункт управления. И вообще, разве это так дорого – триста тенге с квартиры! На эту сумму сегодня ничего не купишь. Мы же за эти деньги обеспечиваем безопасность жильцов, их детей и их имущества.

Дисциплина, но не панацея

Теперь о безопасности. Да, по словам Жаслана Танжанова, камеры видеонаблюдения в какой-то степени дисциплинируют людей, но они не панацея от грабителей. По крайней мере, в том виде, в каком работают сейчас. Хотя если взять статистику, то снижение квартирных краж в Павлодаре идёт.

– По итогам прошлого года в области отмечено снижение количества квартирных краж на 30 процентов по сравнению с годом 2016, – говорит начальник отдела по раскрытию имущественных преступлений управления криминальной полиции. – Если говорить о нынешнем годе, то наблюдается положительная динамика. В прошлом году за первые три месяца в регионе совершено 436 квартирных краж, а за аналогичный период этого года – 412. Снижение шесть процентов.

Да, полицейские действительно связывают спад активности квартирных воришек именно с камерами видеонаблюдения.


Только цифры

По данным отдела жилищной инспекции Павлодара, сегодня в областном центре к системе видеонаблюдения подключены 345 домов. Безопасность горожан осуществляют 3052 видеокамеры. А их установкой занимаются семь частных фирм. 


Но ведь сами квартирные кражи не сошли на нет. Пусть их стало меньше, но они есть. Возможно, если бы видеонаблюдение велось в режиме реального времени, как это делается в российских городах, где видеозаписи с камер регулярно просматривает охрана из сотрудников КСК и в случае необходимости тут же принимает меры, квартирные воры вообще бы перевелись как вид. «Мёртвые» данные, которые служат уже как постфактум происшествия, сегодня неактуальны.

Вот если бы павлодарцы увидели премьерный «показ» поимки правонарушителей по горячим следам, возможно, и отношение к видеонаблюдению было бы другим. И не задавались бы люди вопросом: а за что, собственно говоря, мы платим? Но все это пока лишь в планах услугодателей… И не факт, что к тому времени, когда они реализуются, горожане совсем не разочаруются в услугах призрачного видеонаблюдения.

Ирина ВОЛКОВА.

Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz