И языческий, и православный

И сегодня многие не всегда точно могут сказать – языческий ли это праздник или православный. По истории и по большинству сохранившихся обрядов, конечно, – языческий. Даже по поводу того, когда именно его отмечали в дохристианские времена, нет общего мнения. Но зато все сходятся в том, что это была конкретная дата. Некоторые убеждены, что в старые времена прощаться с зимой полагалось 24 февраля, и посвящалось это «скотскому» богу Велесу, покровителю сельскохозяйственных животных. Даже в этом случае празднование было вписано в сельскохозяйственный календарь. Все же большинство исследователей склоняется к тому, что зиму полагалось проводить в день весеннего равноденствия – 21 марта. И это роднит славянскую Масленицу с восточным Наурызом. Именно эта дата лучше всего вписывается в сельскохозяйственный календарь – возрождалась природа, уходили снег и холода, начинали готовить семена для посева, приводили в порядок пахотный инвентарь.

Как бы то ни было, древняя Масленица, полная языческих символов, совершенно не вписывалась в христианский календарь, ведь часто она выпадала на дни Великого поста, который требовал от человека множества различных ограничений, в том числе и в пище, и в поведении. Долгое время праздник просто пытались запретить, но Масленица, несмотря на то, что ее сжигали каждый год, оказалась на редкость живучей – это единственный языческий праздник, который в конце концов оказался вписанным и в христианский календарь. Правда, праздник утратил точную дату, его стали отмечать в неделю перед началом Великого поста. А поскольку пост привязан к Пасхе, которая зависит от лунного календаря, то и у Масленицы дата оказалась «плавающей». Но все-таки разлет дат не критичный – всегда она празднуется на стыке зимы и весны.

При чём тут медведи?

Многие знают, что этот праздник имеет и другое название – Комоедица. Что это значит? То ли какие-то комы едят, то ли, наоборот – комов едят. На самом деле оба значения верны. Во-первых, комами называли медведей. А медведь считается почти тотемным животным славян, это особенный образ – и наказующий дух, и защитник. Поэтому комов следовало задабривать – их подкармливали блинами. Смысл поговорки «Первый блин комом» преобразится, если написать и произнести ее по-другому: «Первый блин – комáм». А ведь первые испеченные блины действительно полагалось относить за околицу, это было особое подношение медведю-покровителю.

Между прочим, появление медведя в дни масленичной недели было вполне обычным, если не сказать обязательным, делом. Конечно, это были дрессированные медведи, они выступали перед народом, плясали, их угощали, они тоже праздновали уход зимы. А еще нередко молодым людям предлагали побороться с медведем. Комами же назывались сами блины, так что название Комоедица можно перевести и как Блиноедица.

Поборемся?

Вообще этому празднику все время сопутствовали некое соперничество, борьба. В эти дни самыми распространенными видами борьбы были кулачные бои и игра «Взятие снежного городка». К боям серьезно готовились, надо было обязательно хорошо поесть, попариться в бане, запастись талисманом на удачу.

Снежные городки обычно возводились за деревней. Это были серьезные фортификационные сооружения, с башнями и крепостными стенами. Одна команда изо всех сил защищала свою крепость, другая делала все возможное, чтобы ее взять.

Во время Масленицы было множество самых забавных и интересных игр и состязаний, в том числе и на поедание блинов. Считалось, что съесть их можно очень много, о чем свидетельствует еще одна пословица: «Блин – не клин, живота не расколет».

Лестница на небо

Даже традиционный масленичный столб, сохранившийся до наших дней, был особым состязанием. Считается, что столб олицетворял своего рода древо жизни: корни были расположены в нижнем мире, ствол соответствовал земному миру, а верхушка – небесному. Подняться по нему мог только самый сильный и ловкий, самый достойный. Поэтому и восхождение это старались затруднить – делали его очень высоким и скользким, для чего обмазывали салом или поливали водой на морозе. Между прочим, года три назад в Москве на Масленицу был установлен семиметровый столб! Правда, чаще всего столбы бывают трех-четырех метров. Наверху столба лежало колесо, символизирующее солнце, к его спицам и привязывали разные соблазнительные призы – в старину отрезы ситца, сапоги, домашнюю птицу и другое, в советские времена, во времена дефицита, это могли быть и импортные женские сапожки, и коробка от телевизора. В наше время это чаще всего бытовая техника – ее на вершине тоже заменяют упаковочные коробки.

А еще раньше было принято добравшегося до вершины мужчину после спуска на землю купать в снегу, растирать снегом.

Все знают, что очень популярны были катания с горы. В этом тоже есть смысл и тоже состязание: кто больше всех и дальше всех скатится с ледяной горки, у того лучше всех уродится лен в этом году. Не только лен, но и остальные волокнистые культуры. Это не просто забава, а своего рода ритуал.

Жертвоприношение

Сжигание чучела – тоже своеобразный ритуал, это настоящее прощание с Зимой, ее похороны. Даже само сжигание символизирует и своего рода жертвоприношение во имя будущего урожая, и настоящие проводы Зимы в мир иной. Ведь в языческие времена во многих славянских племенах мертвых было принято сжигать на костре. Пепел, оставшийся после сожжения, обычно развеивали над полями. В некоторых местностях чучело требовалось не сжечь, а утопить в проруби; в других следовало разорвать на клочки, а выпотрошенной соломой усеять места будущих посевов. И зола, и солома служили заодно и удобрением.

Кстати, блины на этом празднике считались не только символом солнца, но и обычным поминальным блюдом. Мало кто знает, что принято было печь в эти дни и хворост, символизирующий тот хворост, на котором и производилось сожжение скончавшейся Зимы. Нередко в костер бросали остатки праздничных скоромных угощений, лили молоко – на следующий день начинался Великий пост. Часто детям отсутствие скоромной пищи на столе объясняли тем, что всё сгорело в огне.

Масленица перед началом Великого поста имеет особый смысл – и не только в том, чтобы наесться как следует перед несколькими неделями жесткого ограничения в пище, но и в том, что в пост следует вступить в особом, просветленном состоянии духа, поэтому требовалось запастись и хорошим настроением.

Хорошее настроение в любом случае никому не повредит. Приходите за ним к половине одиннадцатого в воскресенье в парк имени Гагарина.

Галина АЛЕКСАНДРОВА.
Фото Владимира БУГАЕВА.

irstar.kz