В конце января в «КазАвтоЖоле» прошло совещание, на котором огласили результаты дорожно-строительного сезона, представлены планы на 2018 год. Обобщая сделанное в минувшем году, следует отметить, что по итогам 2017 года после реконструкции и ремонта в Казахстане обновлено более 2000 км автодорог республиканского значения.

Программа реконструкции в прошлом году включала в себя ряд крупных объектов: Темиртау – Караганда, обход г. Караганды, Астана – Павлодар – Семей, обход г. Сарканд, Петропавловск – граница РФ, подъезд к г. Кокшетау, Актау – Бейнеу, Бейнеу – Акжигит, Уральск – Каменка, Актобе – Атырау, Щучинск – Зеренда, обход перевала Кордай, Ушарал – Достык, Костанай – Карабутак.

Не стану комментировать работы по всем этим магистралям, скажу лишь о проходящих по территории нашей области. В частности, как было сказано на совещании, открыт проезд по обновленному участку автодороги Астана – Павлодар (289 км из 441 км).

Подводя итоги совещания, глава компании Ермек Кизатов отметил основные направления, на которых необходимо сосредоточить усилия в 2018 году.

В этом году после проведения реконструкции планируется ввести в эксплуатацию 279 км автодорог и дополнительно открыть движение на 360 км, а именно – на всем участке от Астаны до Павлодара и далее до Семея, на участках Бейнеу – Акжигит, Уральск – Каменка, Щучинск – Зеренда, Таскескен – Бахты, будут полностью завершены участки Темиртау – Караганда и обход перевала Кордай.

Основные работы будут идти на участках автодорог, ведущих к туристическим зонам в Акмолинской, Алматинской, Карагандинской и Павлодарской областях. При этом сказано, что к 2020 году свыше 90 % автодорог республиканского значения приведут в хорошее и удовлетворительное состояние, а доля дорог I и II технических категорий увеличится до 50 %.

Сегодня хорошее и удовлетворительное качество имеют 86 % республиканских дорог, а доля I и II технических категорий составляет 32 %.

Но даже при этом в прошлом году транзитом по территории Казахстана на автотранспорте перевезено рекордное за последние пять лет количество грузов – 2,1 млн. тонн (в 2013 г. – 1,56 млн., в 2014 г. – 1,49 млн., в 2015 г. – 1,2 млн., в 2016 г. – 1,4 млн.), то есть рост в сравнении с 2016 годом составил 50 %. Что немаловажно: ведется работа по увеличению доли казахстанских перевозчиков на рынке экспортных, импортных и транзитных автоперевозок по территории Казахстана. По итогам 2017 года отечественные перевозчики вышли на доминирующую позицию с долей в 52 % от всех перевозок. В то время как план 2020 года предусматривал достичь показателя в 50 %.

Результат хороших дорог в экономике республики, и в частности в Павлодарской области, заставил Правительство РК утвердить новые задачи в прокладке дорог на нынешний год. По 23 проектам «Нұрлы жол» строительством и реконструкцией одновременно во всех регионах будет охвачено 4,2 тыс. км дорог. Казахстан, как отметили на совещании, впервые приступил к таким объемам работ. В их выполнении будет и немалая доля павлодарцев. Это не только магистраль Астана – Павлодар – Семей, но и межгосударственный более чем тысячекилометровый автобан Омск – Павлодар – Майкапшагай до границы с Китаем. Достаточно сказать, что его ширина составляет 15 метров: семь метров – проезжая часть (бывшая трасса – три метра) и по 3,75 метра – обочины. То есть появились варианты совершать безопасные обгоны и другие маневры, припарковывать автомобиль у края шоссе, будучи уверенным, что в него никто не въедет. Многослойное устройство самой магистрали (щебень различных фракций, укрепленный бокситным шламом и портландцементом, крупно- и мелкозернистый асфальтобетон (12 сантиметров), другие компоненты) позволяет выдерживать нагрузку на ось автомобиля, равную 13 тоннам (прежде – три тонны). До Павлодара эта магистраль уже дошла, и сейчас работы ведутся на участках в сторону Семея и на тех, где выполняют текущий профилактический ремонт.

А как не сказать о полном завершении строительства самого протяженного в Средней Азии моста через Иртыш, примыкающих к нему дорог и развязок. Это за 2016-2017 годы стало знаковой победой в логистике региона и страны.

Большой объем намечен в нынешнем году и на внутриобластных дорогах. Причем – с дальним «прицелом». На одном из совещаний в акимате глава области Булат Бакауов сказал, что он принял решение «навсегда снять проблему плохой дороги к жемчужине павлодарского туризма – Баянаулу». Руководителя исполнительной власти региона поддержали Президент РК и Премьер-Министр. Есть на выполнение этой работы и деньги. Как отметил Б. Бакауов, методом ресайклинга за один год планируется сделать дорогу вплоть до границы с Карагандинской областью.

Здесь надо пояснить, что основной упор в ускорении строительства дороги делается на асфальтоукладчик, который срезает верхний слой асфальта, тут же его измельчает, смешивает с присадками (битумом и гудроном) и выкладывает обновленный асфальт на срезанный участок. Это сокращает транспортные перевозки компонентов дороги.

В своих планах акимат области делает немалый упор и на сельские дороги, особенно в отдаленных районах. В частности, Булат Бакауов назвал разбитые дороги главной проблемой Железинского района и выразил уверенность, что в ближайшие годы большая их часть будет приведена в порядок. По словам акима области, для строительства дорог в отдаленных селах уже закупили два грейдера, два погрузчика и один большой бульдозер. Порядок будут наводить в каждом районе по очереди.

– Главное – расставить приоритеты: какие дороги нужно асфальтировать, а на каких будет достаточно качественного грунтового покрытия, – отметил глава региона. – Уверен, что на половине из 300 километров дорог районного значения нет острой нужды проводить даже средний ремонт, просто потому, что там нет загрузки. Но тем не менее – все дороги области должны быть в надлежащем состоянии и удобными для перевозки людей и грузов.

Сергей ГОРБУНОВ.
Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz