Учитывая длительные простои предприятия в минувшие годы – в возобновление производства верилось с трудом. Но факт остается фактом. Причем если с середины ноября прошлого года и до конца декабря в ТОО «КВК» было собрано 88 вагонов, то за две декады января – 44 единицы этого железнодорожного подвижного состава.

Как рассказал заместитель генерального директора по производству ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания» Берикбай Амержанов, сейчас предприятие выполняет большой заказ АО «КазТемирТранс». В прошлом году этому акционерному обществу из Национального фонда было выделено 15 миллиардов тенге для финансирования производства грузовых вагонов. В итоге АО разместило заказ в КВК на производство 1300 полувагонов и 270 усиленных платформ. Срок выполнения заказа – до июля 2018 года. И он будет выполнен, заверил заместитель генерального директора. Тем более что предприятие переходит на круглосуточный режим работы с пополнением коллектива.

– А что дальше? – спрашиваю Берикбая Канахметовича. – Вновь простой производства?

– Нет, – последовал ответ. – До конца года мы должны передать заказчику в общей сложности порядка 2000 полувагонов. Если говорить о перспективе, то, по имеющимся данным, Национальная компания «Қазақстан темір жолы» и ее дочерние структуры намерены до 2023 года обновить вагонный парк на 10000 единиц. То есть нам предстоит изготавливать по 2000 вагонов в год. Это предварительная заявка, так как заказ может быть расширен за счет платформ или, скажем, крытых вагонов. Но ясно одно: без работы наш коллектив не останется.

Здесь следует сказать, что экибастузские вагоностроители всегда были готовы работать в полную силу, но их порыв зачастую сдерживают нерегулярное финансирование и комплектация узлами и деталями, необходимыми для сборки вагонов. Где-то процентов 50 их количества приходится на поставки из России, причем основных наименований. В этом тоже есть свои проблемы, но, к чести экибастузцев, они находят варианты импортозамещения и выхода из складывающихся ситуаций. Более того, ориентируясь на перспективный несамоходный подвижной состав, коллектив КВК готов уже сейчас изготавливать востребованную новинку Уралвагонзавода – так называемый инновационный 75-тонны полувагон.

Такой технологический посыл соответствует возможностям ТОО «Казахстанская вагоностроительная компания», которое образовалось на базе вагоноремонтного депо ТОО «Таман» в 2008 году. Стратегические задачи, стоящие перед предприятием, – удовлетворить потребности национального перевозчика в грузовых вагонах.

Отличительная черта КВК – его инновационность, которая заключается в создании гибкого автоматизированного производственного процесса, основанного на применении роботов и микропроцессорной техники, стендов-трансформеров, позволяющих в перспективе расширить выпуск различных видов и моделей грузовых вагонов.

Пока же Казахстанская вагоностроительная компания специализируется на выпуске грузовых полувагонов модели 12-9846. В данный момент освоено производство инновационного полувагона с улучшенными эксплуатационными характеристиками модели 12-196-01 и вагона-платформы универсальной модели 13-9808 для перевозки крупнотоннажных контейнеров, колесной и гусеничной техники, а также широкой номенклатуры других грузов. В перспективе – готовность изготовления железнодорожных цистерн.

Вообще, говоря об Экибастузе, следует сказать, что он уже становится ведущим железнодорожным кластером Казахстана. Помимо ТОО «КВК» в промышленной зоне города работает ТОО «Проммашкомплект», где завершается строительство комплекса по производству железнодорожных колес производительностью 200 тысяч штук в год. Вообще же товарищество – это современный завод по производству стрелочных переводов и железнодорожных колес, не имеющий аналога в Центральной Азии.

Стрелочная продукция (стрелочные переводы, глухие пересечения, ремкомплекты, крестовины и остряки стрелочных переводов) предназначена для магистральных, приемоотправочных и горочных путей; подъездных путей промышленных предприятий и горно-обогатительных комбинатов. Продукция ТОО «Проммашкомплект» успешно удовлетворяет потребности внутреннего рынка Казахстана. Основные потребители ТОО «Проммашкомплект» – АО «НК «КТЖ», АО «КазТемирТранс», ТОО «Камкор Вагон», ТОО «Камкор Локомотив», Казахстанская вагоностроительная компания, ТОО «Богатырь Комир». Таким образом, завод стал непосредственным участником программы импортозамещения в Казахстане.

В поддержку железнодорожного кластера Экибастуза следует назвать ТОО «R.W.S. Concrete», которое полтора года назад запустило новое производство преднапряженного железобетонного бруса. Объем инвестиций в проект составил 3,3 миллиарда тенге. Реализация проекта, а это 850 единиц продукции в год, обеспечит комплектами железобетонного преднапряженного бруса для стрелочных переводов железнодорожные пути республики. Среди потенциальных потребителей – национальная компания «Қазақстан темір жолы» и частные фирмы, владеющие железнодорожными тупиками и подъездными путями.

Следует добавить к железной дороге и завод по производству железнодорожных осей и формированию колесных пар в ТОО «R.W.S. Wheelset». Здесь будет выпускаться до 42 тысяч железнодорожных осей и 20 тысяч колесных пар. Продукция ориентирована на экспорт.

И это еще не все новые железнодорожные производства, работающие на кластер отрасли. Но все же главное – Казахстанская вагоностроительная компания восстанавливает производство и видит перспективу.

Сергей ГОРБУНОВ.
Фото Валерия БУГАЕВА.

irstar.kz