Обычная схема

Надо сказать, что сама схема этого мошенничества не нова. При этом мошенники могут выдавать себя не только за сотрудников фирмы по замене окон, но и любой другой, оказывающей какие-либо услуги. Несколько лет назад в Павлодаре действовали аферисты, которые прикидывались специалистами по ремонту и изготовлению мебели. Цены они указывали скромные, поэтому жертв оказалось немало, причем обманутыми становились, как правило, люди с небольшими доходами и пенсионеры. Оно и неудивительно – именно эти категории людей и ищут чаще всего фирмы с самыми низкими расценками.
Были в Павлодаре мошенники, предлагавшие поменять недорого старые деревянные оконные рамы на стеклопакеты. Спрос на эту услугу был высокий, цены приемлемые, так что расчет мошенников оказался верным: желающих поменять окна по низкой цене хватало. При этом фирма снимала помещение, нанимала секретаршу, которая отвечала на телефонные звонки, высылала по адресам парней, производивших замеры, – в общем, довольно длительное время заказчики даже не подозревали, что их обманывают. Какое-то время на их звонки мошенники отвечали, объясняли, что у них сейчас много работы, что мастер заболел, или называли другую причину, чтобы объяснить затянувшиеся сроки исполнения заказа. А когда количество возмущенных клиентов достигло угрожающей отметки, мошенники просто перестали отвечать на звонки и вообще исчезли со всех «радаров» – офис оказался закрытым, все сотовые номера отключены.
Экибастузский мошенник работал по той же «оконной схеме». Объявление о замене окон он дал в местных газетах и разместил на страничке «Полезный экибастузец» в социальных сетях. Бонусом для заказчиков фигурировали не столько низкие цены, сколько обещание заменить третье окно в подарок при поступлении заказа на два окна. Расчет верный – двухкомнатных квартир обычно больше, чем одно- и трехкомнатных. Да и владельцам трехкомнатных подарок в виде одного бесплатного стеклопакета лишним не станет, все равно получается значительная экономия.
Объявление внушало доверие – фирма занималась не только окнами, но и заменой дверей, и изготовлением натяжных потолков. Довольно убедительный набор услуг, которыми готовы воспользоваться все, кто устраивает дома ремонт. В объявлении был указан и адрес офиса, который располагался в одном из зданий по улице Кунаева. Была в фирме и девушка-диспетчер, принимавшая заказы и направлявшая рабочих для замеров по указанным адресам. Как сообщили в ДВД области, рабочие, производившие замеры, даже не подозревали, что работают на афериста, – они честно выполняли замеры и договаривались с заказчиками о пред­оплате в виде 50 процентов от стоимости заказа, иногда эта предоплата превышала сто тысяч тенге. Они же принимали деньги и выписывали квитанции об их получении и договоры с клиентами на выполнение услуг. Деньги и оригиналы договоров передавались владельцу фирмы или диспетчеру. В общем, клиенты не видели во всех этих действиях абсолютно ничего подозрительного.
Беспокоиться горожане начали, когда по истечении всех сроков никто к ним так и не пришел для замены окон. Они начали настойчиво звонить, но все телефоны фирмы вдруг перестали отвечать. Тогда обманутые заказчики потянулись в отделение полиции. Экибас­тузские полицейские получили четыре аналогичных заявления. Не исключено, что жертв у этого мошенника намного больше, может, кто-то еще продолжает верить, что телефоны фирмы выйдут из коматозного состояния. По факту мошенничества ведется досудебное расследование, идет активный поиск афериста, личность которого еще не установлена.

Доверяй, но проверяй

Это правило действует и при выборе любой фирмы, занимающейся теми или иными услугами. Сотрудники полиции дают ряд рекомендаций, которым несложно следовать. Обращаться лучше в фирму, которая работает на территории города не меньше двух лет. Еще лучше – выбрать ту контору, с которой кто-то из ваших родных и знакомых уже имел дело, так вы получите самые непредвзятые отзывы и по срокам, и по ценам, и по качеству работ.
Если фирма, в которую вы обращаетесь, представляет себя как дилера какой-то крупной и хорошо известной компании, проверьте, имеет ли этот дилер к ней какое-либо отношение. У всех крупных компаний имеются собственные сайты, на которых вы найдете и список представителей в регионах, и способ задать вопрос сотрудникам компании.
Полицейские советуют при первом обращении в фирму попросить показать пакет документов, в первую очередь свидетельство о регистрации в налоговых органах и договор с заводом-изготовителем. Если в ответ на это следуют объяснения вроде того, что фирма сотрудничает с разными заводами, идет перечисление самих предприятий и городов, где они расположены, но никакие документы при этом не показывают, лучше отказаться от получения услуг в этой фирме – в конце концов, она не единственная в городе. Не лишне поинтересоваться, кто будет производить монтаж окон, у каждого мастера должна быть соответствующая квалификация. Невозможность ознакомиться с этими документами – еще один звоночек, на который надо обратить внимание.
Еще один совет – не подписывайте договор, не посоветовавшись с юристом, ведь вы рискуете и деньгами, и временем, и нервами. Особое внимание нужно уделить наличию пункта о сроках исполнения заказа. Если такого пункта в договоре нет, то даже вполне законная фирма может вам долго мотать нервы, не оказывая никаких реальных услуг. Есть и еще одна верная примета: слишком большие скидки или другие очень выгодные бонусы также иногда могут свидетельствовать о недобросовестном исполнителе заказов. Можно, конечно, просто отказаться от выгодного заказа, но лучше проверить эту фирму особенно тщательно.

Галина ЕГОРОВА.

irstar.kz