С дипломом – в салон!

Сегодня казахстанский Интернет пестрит объявлениями о курсах массажистов, косметологов, мастеров по татуажу, наращиванию ресниц, маникюра и педикюра. Большинство тех, кто идет в эти учебные центры и школы профмастерства, привлекает краткий срок обучения и приемлемая стоимость. От одного до трех месяцев учебы – и ты «дипломированный» специалист. Позже сертификаты выпускников об окончании таких курсов в рамочках легко перекочевывают на стены салонов красоты – их показывают не особо разборчивым клиентам, да и мало кто к ним действительно присматривается.
Важно и то, что в таких центрах зачастую обучаются молодые люди или те, кто не смог найти свое главное дело жизни, поэтому и старается получить хоть какую-то квалификацию при наименьших затратах. Большинство именно таких «мастеров», если речь идет об индустрии красоты, позже работают с выездом на дом или принимают клиентов на своей территории, так как работника без опыта вряд ли поспешат трудоустроить к себе владельцы действительно достойных салонов красоты.
Как правило, организаторы курсов обещают, что получение новых знаний будет хорошим стартом, если человек планирует применять теоретические и практические навыки, работая в салонах красоты и парикмахерских. Например, подразумевается, что по окончании курса новоиспеченный косметолог должен уметь не только проводить косметические процедуры, но и корректировать внешность, создавать художественный образ с учетом индивидуальных особенностей своего клиента. Звучит, конечно, многообещающе, но вот что из этого получается в итоге, совсем нетрудно предположить.
К слову, в обучающих центрах готовят не только будущих косметологов, но еще и целый ряд других специалистов: бухгалтеров, менеджеров по персоналу и продажам, модельеров, дизайнеров, фотографов, секретарей-референтов и еще много кого. Что касается косметологии, то выпускники центров профессиональной подготовки уверены, что трехнедельного курса лекций и практических занятий, где люди тренируются друг на друге, вполне достаточно, чтобы устроиться на работу в салон красоты. Ведь за лицензию голова болеть должна у руководства салона, да и медицинского образования для предоставления таких услуг совсем не требуется.  
Окончив трехнедельные курсы, любой желающий сейчас может работать косметологом, то есть делать чистку, шлифовку, массаж лица, омолаживающие и другие процедуры. Вопрос только в том, не побоится ли совсем неопытный косметолог, в жизни не державший в руках медицинского справочника или шприца, делать «уколы красоты» тем, кто ему доверит самое ценное – свое лицо. Да и все ли услуги вправе предоставлять такой универсальный специалист? Как правило, нет!

Штраф работе не помеха?

Вообще, при открытии салона красоты получение медицинской лицензии необходимо в том случае, если в перечень предоставляемых услуг входят процедуры с нарушением кожных покровов. Сюда относится эстетическая и медицинская косметология. Без медицинской лицензии можно оказывать только косметические услуги, в том числе простые виды массажа, маски, уходы без физиотерапевтического воздействия и применения активных препаратов. Все остальные процедуры, а их большинство, требуют обязательного получения лицензии, в особенности если предполагается использование какого-либо оборудования. Лицензии для оказания парикмахерских услуг, маникюра, педикюра и косметических услуг (без нарушения кожных покровов) не требуются.
А еще добросовестный предприниматель должен подружиться с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами. Приведем несколько важных пунктов из огромного перечня требований к объектам по оказанию парикмахерских и косметологических услуг населению. Так, не допускается расположение парикмахерских и салонов красоты в подвалах. Их можно использовать только как вспомогательные и подсобные помещения. Применение, хранение и реализация посетителям средств по уходу за волосами, ногтями и кожей проводятся только при наличии документов, подтверждающих безопасность используемой продукции, свидетельства о госрегистрации средств.
Для нанесения декоративной косметики мастера-визажисты должны использовать только одноразовые инструменты. Косметический карандаш после каждого клиента должен обтачиваться или срезаться, помада, тушь, тени, пудра наносятся одноразовыми кисточками. Для косметических процедур следует использовать исключительно одноразовые ватные диски и спонжи. Вот только проследить за тем, обтачивался ли карандаш и срезалась ли помада, к сожалению, не всегда возможно. А уж повторное использование инструментов для нанесения макияжа вообще легко допускают некоторые мастера, объясняя это тем, что на кожных покровах своего предыдущего клиента они не заметили никаких проявлений, которые можно связать с заболеваниями.
Исполнять требования СЭС в силу иногда большого числа клиентов, да и просто в целях экономии, владельцы салонов красоты и парикмахерских не спешат. Они говорят, что гораздо проще ежегодно платить штрафы, чем соответствовать стандартам СЭС. Мол, слишком накладно выходит. Вот и получается, что почти в каждой парикмахерской нарушения различного рода можно насчитывать десятками. Надо отметить, что на долю малого и среднего бизнеса приходится огромное число салонов красоты и парикмахерских разного уровня. А завышенные к ним, по мнению предпринимателей, санитарные нормы часто бьют по тому социальному звену, которое как раз требует поддержки.

Проверить и поддержать

Заместитель руководителя областного департамента охраны общественного здоровья Гульназ Шакарова рассказывает, что в 2016-2017 годах к специалистам их ведомства поступало два обращения от клиентов павлодарских салонов красоты с жалобами на неудовлетворительное санитарное состояние, некачественную уборку помещений, несоблюдение дезинфекционного режима и по факту некачественного оказания услуги по окраске волос. А вот уровень причиненного ущерба здоровью, как правило, определяется только в судебном порядке. В случаях, о которых идет речь, документы в суд не направлялись.
- Работая с поступившими жалобами, мы открыли внеплановые проверки, и факты, изложенные в обращениях, подтвердились, - сообщила Гульназ Шакарова. – По результатам проверки в отношении предпринимателей приняты меры административного взыскания в виде штрафов на сумму 20 МРП (45380 тенге – прим. авт.). Выданы предписания об устранении нарушений, и проверено их выполнение. В целом плановым проверкам один раз в полгода подлежат объекты, оказывающие услуги с высокой степенью риска, в том числе по нанесению татуажа и татуировок. В прошлом году проведены плановые проверки 32 объектов, выдано 15 предписаний об устранении нарушений, наложено 14 штрафов в размере от 10 до 20 МРП на предпринимателей и персонал.
В то же время, по словам Гульназ Шакаровой, для поддержки малого и среднего бизнеса приняты меры по сокращению проверок объектов, оказывающих парикмахерские и другие услуги без нарушения кожных покровов, в том числе услуги по маникюру и педикюру. Поскольку считается, что эти процедуры имеют незначительную степень риска, внеплановым проверкам они подлежат только по обращениям и заявлениям граждан.
Между тем врачи Павлодарской городской больницы №1 говорят, что в прошлом году был случай, когда молодая жительница областного центра поступила к ним после окрашивания волос в салоне красоты средством, которое она никогда не применяла раньше. Процедура внезапно спровоцировала тяжелую форму аллергической реакции, и состояние девушки ухудшилось настолько, что пришлось вызывать бригаду скорой помощи. Однако в своем ответе на официальный запрос работники областного управления здравоохранения сообщили, что ничего о посетителях салонов красоты, здоровью которых был причинен ущерб за последние два года, им не известно.
Кроме того, специалисты ведомства не ответили на вопрос: все ли салоны красоты и парикмахерские, оказывающие в регионе услуги с нарушением кожных покровов, имеют медицинскую лицензию? В отделе лицензирования управления здравоохранения сообщили только о том, что сведения о выданных разрешениях, уведомлениях и условиях выдачи разрешений на медицинские услуги размещаются на веб-портале электронного правительства и на сайте управления здравоохранения.

Красоты без жертв не бывает

Многие павлодарцы помнят случай, произошедший несколько лет назад, когда жительница областного центра Светлана Ильина лишилась зрения в результате химического ожога роговицы после неудачного татуажа бровей. Перед страшным диагнозом женщины оказались бессильны как отечественные, так и российские офтальмологи. А в прошлом году от инъекции по омоложению скончалась 39-летняя жительница Уральска. Как выяснилось, токсичным оказался вовсе не сам препарат – ботокс, который часто применяют мастера салонов. Смертельную реакцию дала именно анестезия, введенная до подтяжки лица. А вот еще один из примеров. Девушка хотела увеличить губы, перед процедурой ей сделали обезболивающую инъекцию и попали в нерв. На восстановление мимики ушло почти полгода.
- Говорят, что красота требует жертв. Возможно, это и так, но ни в коем случае они не должны быть связаны со здоровьем и безопасностью, - считает мастер маникюра одного из павлодарских салонов красоты Ольга Нестерова. –  «Свой» салон и «своего» мастера можно выбирать очень долго и по субъективным критериям. Конечно, риск для здоровья от нарушения санитарных норм во время многих процедур действительно велик. Всегда есть вероятность, что мастер случайно повредит кожу, например, во время маникюра. И если инструменты недостаточно хорошо обработаны, а на пальце появилась ранка, последствия могут быть совершенно разными — от неприятного грибка до страшного диагноза ВИЧ. Поэтому обработке инструментов при косметических процедурах должно уделяться особое внимание.
Специалисты департамента охраны общественного здоровья говорят: обезопасить себя от низкого качества услуг в салонах красоты и парикмахерских можно. Клиенту необходимо обращать внимание на общее состояние салона, внешний вид персонала, рабочее место мастера. Важно, чтобы человек, оказывающий вам парикмахерские или косметологические услуги, перед началом работы обязательно вымыл руки с мылом, использовал чистое белье, одноразовые воротнички для стрижки. Если используемая парфюмерно-косметическая продукция вызывает сомнения, следует попросить предъявить документы, подтверждающие ее безопасность.
Для самих мастеров с целью профилактики заражения парентеральными гепатитами и ВИЧ-инфекцией все манипуляции, при которых может произойти загрязнение рук кровью, требуется проводить в резиновых перчатках. Во время работы любые повреждения кожи должны быть изолированы напальчниками и лейкопластырями.  

Марина КИСЕНКО.

 

Важно знать!

Президент алматинского общественного фонда «AGEP’C» («Антигепатит’С») Сергей Бирюков тоже считает, что индустрия красоты может быть причиной заражения гепатитом B и С, ведь салоны красоты часто открываются там, где абсолютно нет условий для обработки инструментов. Дезинфекция спиртом не убивает вирусы.

 

Кстати

В начале июля этого года председатель правления Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская рассказала в интервью столичным журналистам о  шокирующих случаях, связанных с походами казахстанок к специалистам пластической хирургии и  косметологии. Она сообщила, что за 2017 год 70 жительниц нашей страны пожаловались на некачественные услуги, оказанные им в салонах красоты. В основном они делали подтяжки и уколы разного рода. По ее словам, жертвами салонов становятся девушки и  женщины разных возрастов по  всему Казахстану. Но если раньше таких случаев было больше в Астане и в Алматы, то  сейчас за ошибки горе-мастеров здоровь­ем и внешними несовершенствами расплачиваются в Павлодаре, Кокшетау, Атырау, Актау и Актобе. Однако бывают случаи, когда перед проблемами женщин бессильны даже представители Национальной лиги потребителей Казахстана. Так происходит, если сразу после операции человек подписал документ о  том, что  никаких претензий к организации по качеству процедуры он иметь не будет.

irstar.kz