За прошедшие полвека система работы действительно изменилась, однако многое осталось неизменным. Как и раньше, прежде чем попасть к адресату, посылка должна совершить несколько промежуточных остановок. Почта несколько раз проходит сортировку: сначала в Алматы или Астане, потом в Павлодаре. Но вот посылки и письма, которые идут в Экибастуз, нет смысла возить туда и обратно, поэтому их запаковывают в отдельные мешки. Остальные отправления передают прямиком в пункт приема и сортировки почты. В Павлодаре он находится в небольшом здании рядом с железнодорожными путями.
На первом этаже здесь сортируют посылки, этажом ниже принимают габаритные отправления, а выше – письма. Кстати, посылки и письма приходят сюда практически круглосуточно: привозят их вагонами и машинами. Рассортированную почту два раза в сутки загружают в машины и развозят по отделениям: утром и вечером. А что касается тех посылок и бандеролей, что отправляют своим друзьям и знакомым сами павлодарцы, их забирают из отделений около шести вечера. Только в прошлом году через пункт приема и сортировки прошли почти два миллиона посылок, писем и бандеролей. И это число растет вслед за количеством интернет-магазинов, поэтому пункт сортировки открыт круглосуточно, семь дней в неделю. Трудятся в две смены, причем в ночной бригаде людей больше. Это в первую очередь связано с объемом работы: к примеру, наша газета приходит сюда из типографии в пять утра, а в семь её уже начинают развозить подписчикам.
Посылки в пункт сортировки поступают в специальных страховых мешках, в каждом из которых может быть до 400 отправлений. Тут их вскрывают, пересчитывают и потом «принимают» каждую в отдельности: параллельно данные вносятся в компьютерную базу. Затем посылки сортируют по отделениям и районам, раскладывая их по большим синим ящикам. Все отправления из контейнера пересыпают в мешок, попутно сканируют размещенные на упаковках штрих-коды. Это позволяет горожанам не выходя из дома следить за движением даже самых мелких отправлений.
Каждый почтовый мешок стягивается чем-то вроде пломбы. К тому же поверх клеится бумажный ярлык: по дороге к отделению посылка точно не пропадет – после вскрытия вернуть первоначальный вид пломбе уже не получится. Кстати, раньше такие мешки запечатывали сургучом. Специальный прибор для разогрева этого смолистого вещества до сих пор хранится в отделе писем. Аппарат, к слову, все еще в рабочем состоянии.
Но если по вине почтовиков ваша посылка все же затеряется в пути, то компании АО «Казпочта» придется выплатить вам компенсацию. Сумма будет зависеть от категории отправления и объявленной отправителем ценности.
Сейчас существует возможность переотправить посылку из отделения в ближайший к дому постамат даже через мобильное приложение. Услуга, кстати, бесплатная. Причем, если заявка будет отправлена до двух часов дня, то, вероятнее всего, вы уже вечером сможете забрать посылку из постамата: если, конечно, в этот день в нем еще будут свободные ячейки.

Александра ГРИГОРЬЕВА.

irstar.kz